Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков

 

"Таинство Израиля"
Диалог через века

"Когда евреи были христианами"

Ж.Дукан

Слишком часто история искажается, когда она рассматривается с перспективы нашего видения современной действительности. Мы проектируем в прошлое взгляды, знакомые нам по сегодняшнему дню. И под давлением наших привычек или собственной лености, мы выращиваем стереотипы и предубеждения, и таким образом строим историю, которая наилучшим образом соответствует нашим естественным склонностям.
Подобные наблюдения особенно верны в отношении иудео – христианской истории. Благодаря разделению между евреями и христианами, которое мы сегодня наблюдаем, мы предполагаем, что так было  всегда; мы заключаем, что и в дальнейшем будет неизменно так. Всё же серьезное обращение к оригиналам документов, к Новому Завету и древним еврейским письмам, к работам археологов и к последним результатам социологии, снабдит нас совершенно иной картиной: было время, когда евреи и христиане шли вместе; они вместе поклонялись Всевышнему; они вместе верили и надеялись.

1. Иисус и иудеи
2.
Евреи и крест
3.
Во имя Иисуса

Мы все признаём, что первые христиане были евреями. Сегодня это утверждение превратилось в простое напоминание о том, что многие христиане и так хорошо знают и с чем легко соглашаются. И всё же, за этим утверждением скрывается истина намного большей глубины, которая тревожит многих христиан, которую евреи пока ещё полностью не осознали и вряд ли готовы принять. Речь идет о значимости христианского воздействия на еврейскую общину первых столетий.
Христиане традиционно изображали евреев как тех, кто отверг и распял Иисуса. Для учёного Нового Завета Дэвида Холверда кажется очевидным тот факт, что «отвержение Иисуса и неверие Израиля» показывают, что «большая часть Израиля не поверила Его вести и не приняла Его убеждений» (Holwerda, JesusandIsrael, 54). 
На этом же отвержении, аналогично, самоопределил себя иудаизм. Современный еврейский  ученый Дэвид Новак заявляет: "В первом столетии законодательное еврейское собрание постановило, что Иисус из Назарета не был Мессией" (David Novak, "Why Judaism and Jesus Don't Mix," Moment (August 1994): 34.)
Но более серьёзный взгляд на древние документы, описывающие ранние этапы  христианской истории, в целом открывают совсем иную картину. В действительности, от начала и до конца Своей общественной жизни, Иисус приветствовался и принимался большинством евреев.


Иисус и иудеи.

Везде, где бы не проходил Иисус, - через Галилею ли или через Иудею, - Его встречали  одним и тем же самым восторженным образом:
«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею;
и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране.
Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем»
. Лук.4:14,15.
«Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ,
и, по обычаю Своему, Он опять учил их.»
Мар.10:1.
« … весь народ неотступно слушал Его.» Лук.19:48.    
Популярность Иисуса в еврейском сообществе до конца Его жизни оставалась высокой. Описывая Его последнюю Пасху, книга Луки вновь сообщает нам о широкой известности Иисуса:
«И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его». Лук.21:38.
 

Евреи и крест

И всё же, как традиционно изображает христианство, Иисус был приговорён к смерти   большой толпой евреев, кричащих: "Распни его!" Как можно объяснить этот внезапный переход от любви к ненависти? Как можно согласовать большую популярность Иисуса в течение многих лет и  восхищение Им большинства евреев с этим внезапно произошедшим изменением и требованием смертного приговора? Политический оппортунизм, а также непостоянная человеческая изменчивость могли бы стать частью ответа. Но даже если мы учтём эти факторы, мы всё ещё будем спотыкаться о доказательства Нового Завета, ясно и однозначно повторяющие, что лишь небольшая часть евреев была вовлечена в тот заговор. Фактически именно этих немногих действительно тревожила численность евреев положительно откликающихся на слова Иисуса, за ростом которой они внимательно следили. Каждое евангелие предупреждает об этой позиции меньшинства:
«И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
и старались схватить Его,
но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка».
Матф.21:45,46.
«Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе».
Матф.26:3-5.
«И старались схватить Его, но побоялись народа,
ибо поняли, что о них сказал притчу;
и, оставив Его, отошли».
Мар.12:12.
«Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков.
И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе».
Мар.14:1,2.
«И учил каждый день в храме.
Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним;
потому что весь народ неотступно слушал Его».
Лук.19:47,48.
«И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его,
потому что боялись народа».
Лук.22:2.
«Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.
А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили:
что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
Если оставим Его так, то все уверуют в Него,
и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им:
вы ничего не знаете,
и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей,
нежели чтобы весь народ погиб».
Иоан.11:45-50.
Таким образом, евангелия рассказывают историю, которая противоречит традиционному еврейско-христианскому взгляду, согласно которому большинство евреев отвергло Иисуса и не поддержало Его служения. Как раз наоборот, именно потому, что большинство евреев шло за Ним и потому, что (если верить Каиафе) это большинство могло превратиться в "целый народ", небольшая группа лидеров была  обеспокоена и, в конечном итоге, приняла решение убить Иисуса. И только потому, что большинство евреев следовало за Иисусом, эти лидеры преднамеренно хотели  осудить Его в ночное время (Матф. 26:31 и далее; 27:1), боясь скандала и шума (Лук. 23:14; сравни. Марк.14:2). Эта процедура была проведена без соблюдения обычного судебного порядка. Действительно, Талмуд предписывает, чтобы никакой  суд или судебное разбирательство, рассматривающие предполагаемо серьёзные правонарушения, не должны были проводиться накануне Субботы или праздника (т. Синедрион 4:1). Аналогично, они игнорировали мишнаитский принцип: суды, вследствие которых человеческая жизнь может оказаться под угрозой, должны проводиться в светлое время суток (т. Синедрион 4:1).

Но из кого тогда состояла толпа, наполнившая преторий во время суда?

Небольшая часть евреев из земли Израиля. Безусловно, в рядах той пёстрой толпы были некоторые, кто хотя бы немного знал об Иисусе, кто даже слышал Его слова. Но люди склонны к забывчивости. Или же, подобно Петру, в час испытаний они предпочитают оставаться незаметными. Или же, подобно Иуде, они позволяют толпе увлечь себя, пока вместе с ней не дойдут до неожиданно неприятной развязки события.

Некоторые священники. Действительно, священники сыграли здесь не последнюю роль. Именно они арестовали Иисуса и подстрекали людей кричать: «Распни его!» Марка 15:13. Именно они ответили Пилату: «Нет у нас царя, кроме кесаря» Иоан.19:15. 
Это заявление  очень хорошо соответствует исторической действительности. Священники чувствовали большую солидарность с римской властью,  чем с простым  народом. Назначаемые римским губернатором они, фактически, были его заложниками. Они оставались строго зависимыми от римского поверенного, который  держал под замком предметы их священнической одежды и украшений (Иосиф. Иудейские древности 20.6-7). Неудивительно, что евреи земли Израиля, которые   знали их образ жизни, презирали священников и  считали  их предателями на службе у Рима. Иосиф Флавий описывает священников как использующих «насилие над людьми» и  «готовых разграбить тех, кто был более слаб, чем они» (Иудейские древности 20.214).
Популярная песня того времени, зафиксированная в Талмуде, передаёт отношение людей к священникам:
Горе мне от дома Боэтуса;
горе мне от их палки.
Горе мне от дома Ханини;
горе мне от их нашёпываний.
Горе мне от дома Катроса,
горе мне от их рук!
Горе мне от дома Ишмаэля сына Фаби,
горе мне от их кулаков!
Поскольку они – первосвященники,
и их сыновья -  Храмовые казначеи,
и их зятья – опекуны,
их слуги бьют людей палками
(Pesahim
57a, английский перевод I. Epstein, The Babylonian Talmud (London: Soncino Press, 1938), SederMo'ed, 285)

Евреи диаспоры. Более вероятно, что именно они составили большую часть толпы претории. Поскольку, судя по всему, толпа собралась очень быстро и состояла в значительной степени из людей не знакомых с Иисусом и неосведомлённых относительно намерений священников и злоупотреблений их властью. Эти люди были издалека. Известность  Иисуса  пока не выходила за границы земли Израиля. Ни один еврейский автор диаспоры не упоминает Иисуса в течение того периода. Например, Филон Александрийский, который являлся современником Иисуса, пишет о Пилате, но ничего не говорит о галилейском Учителе.
Необходимо помнить, что распятие происходило во время Пасхи, когда в стране находилось очень большое число евреев диаспоры. Люди со всех концов земли разбили свои лагеря вокруг стен Иерусалима. Они старались держаться ближе к городу, поскольку пасхальный ягненок мог быть принесен в жертву только в Храме (см. Второзаконие 12:13-14, 26; 16:2). Диаспора существовала в течение уже восьми столетий, и большинство евреев больше не проживало на территории земли Израиля (Jules Isaac, JesusandIsrael(ed. Claire H. Bishop; trans. Sally Gran; New York: Holt, Rinehart & Winston, 1971), 93). Поэтому к моменту казни  на улицах Иерусалима  можно было найти евреев из всех частей мира (Деяния 2:9-11), - как тех, кто знали Иисуса, так и тех, кто никогда прежде не слышали о Нём. Новый  Завет упоминает эти две категории израильтян:
«И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил:
- Кто Сей?
Народ же говорил:
- Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского».
Матф.21:10,11.
Может быть, именно здесь мы имеем  ключ к разрешению проблемы, к объяснению противоречия, с которым мы столкнулись? Толпа, осудившая Иисуса, возможно, состояла в основном из евреев Диаспоры, которые ничего не знали об Иисусе и о деятельности священников, и  поэтому легко стали орудием в их руках. Лишь с подсказки священников раздалось роковое требование о Его смерти. Возможно, евреи земли Израиля, которых было меньшинство, проявили или слабость, или недостаток предусмотрительности и понимания, и устремились за остальными, чтобы отвергнуть Того, Которого они уже полюбили и всегда радостно приветствовали; в то время как другие (которых, вероятно, было большинство) поступили так, в действительности ничего не зная о деле, за которое проголосовали.
Интересно, что слова Иисуса, сказанные уже на кресте, свидетельствуют в пользу этого представления. Понимая всё происходящее, Иисус молится:
«Отче! прости им, ибо не знают, что делают».  Лук.23:34.
Слишком часто мы пропускаем в евангелиях эту заключительную мольбу, а вместо неё предпочитаем помнить слова:
«Кровь Его на нас и на детях наших». Матф.27:25.
Нам следует задать вопрос, какая из этих двух просьб была более достойной быть услышанной Всевышним и получить Его ответ: просьба  незначительной и неосведомленной группы людей или молитва  замученного Святого? Многие из тех, кто тогда выкрикнул эти слова, не жили на земле Израиля, они не были осведомлены о делах священников.
И даже в этом случае число евреев, потребовавших казни, должно было быть незначительным. Достаточно посетить тот участок претории, где происходили все эти события, чтобы понять, насколько малой могла быть тогда толпа. В самом деле, претория едва ли вместила бы в себя более ста человек, в число которых должно было также войти большое количество римских солдат и чиновников, которые были необходимы для исполнения приказов.

Некоторые римляне. Фактически Иисус был замучен, вместо того, чтобы быть побитым камнями, согласно обычной еврейской практики. Метод его убийства подтверждает ещё раз, что это событие произошло вне сферы еврейского влияния. То, что еврейские лидеры вынуждены были обратиться за помощью к римлянам, лишний раз демонстрирует серьезный недостаток поддержки их плана со стороны еврейского населения. Как ни странно, крест, который позже стал  для христиан доказательством вины евреев, в действительности является свидетельством в пользу их невиновности. Это – юридическое  свидетельство, доказательство того, что Иисус был убит без поддержки большинства евреев.

Во имя Иисуса.

Но и после смерти, популярность Иисуса среди евреев не уменьшалась. Наоборот, число  Его последователей из евреев продолжает расти с большой скоростью. Даже поверхностное чтение книги Деяний открывает нам историю этого успеха. Вторая глава Деяний сообщает, что публичная проповедь в Иерусалиме закончилась крещением:
«Итак охотно принявшие слово его крестились,
и присоединилось в тот день душ около трех тысяч».
Деян.2:41.
Несколькими стихами ниже автор так описывает происходящие в Иерусалиме события:
«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Деян.2:47.
Четвёртая глава Деяний, рассказывая о проповеди Петра и Иоанна в Храме (глава 3), подводит следующий итог:
«Многие же из слушавших слово уверовали;
и было число таковых людей около пяти тысяч».
Деян.4:4.
Это  число не включало женщин и детей. Позже глава говорит о «множестве уверовавших» (Деяния 4:32;  греческое plethos огромное число, множество").
В пятой главе мы снова читаем:
«Верующих же более и более присоединялось к Господу,
множество мужчин и женщин,…
Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов» 
Деян.5:14,16. 
Шестая глава описывает это так
«И слово Б-жие росло,
и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме;
и из священников очень многие покорились вере»
. Деян.6:7.
Обратите внимание, - даже  из священников очень многие покорились вере.
Случай побивания Стефана камнями не остановил этого процесса. И вопреки тому, с чем сегодня соглашается большинство христиан, успех христианства среди евреев продолжал расти. Уже после побивания камнями Стефана,  Павел (Савл) принимает христианскую весть (Деяния 9:1-17). Та же самая глава говорит, что Павел немедленно начал проповедовать
"Иисуса в синагогах", и "и приводил в замешательство Иудеев  …, доказывая, что Сей есть Христос». Деяния 9:20-21.
Он смог доказать евреям, которые находились там "что сей Иисус есть Христос (т.е. Мессия)" Деяния 9:22.
31 стих  подводит итог всему евангельскому движению:
«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое,
назидаясь и ходя в страхе Господнем;
и, при утешении от Святаго Духа, умножались».
Деян.9:31.
Далее, одиннадцатая глава рассказывает нам, что
«рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана,
прошли до Финикии и Кипра и Антиохии,
никому не проповедуя слово, кроме Иудеев».
Деян.11:19
«И была рука Господня с ними,
и великое число, уверовав, обратилось к Господу»
. Деян.11:21.
Из 13 главы, мы узнаём, что Павел и Варнава путешествовали на Кипр, где они
«проповедовали  слово Б-жие в синагогах Иудейских»  Деян.13:5, сравни гл. 15.
И в Антиохии, и в Финикии
«многие Иудеи и чтители [Б-га], обращённые из язычников,
последовали за Павлом и Варнавою,
которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Б-жией.
В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Б-жие».
Деян.13:43,44.
Четырнадцатая глава повествует о проповеди Павла и Варнавы в синагоге Иконии:  
«В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так,
что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов».
Деян.14:1.
Глава пятнадцатая упоминает, что
«некоторые из фарисейской ереси уверовавшие» Деян.15:5, стали членами молодой христианской общины.
И, наконец, когда Павел возвратился в Иерусалим и поведал там о своих успехах в диаспоре, Яков, лидер Иерусалимской общины, в ответ рассказал о сторонниках в его собственном городе:
«Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона».Деян.21:20.
Греческое слово myrias означает "десять тысяч", и поскольку оно используется здесь во множественном числе, мы понимаем, что число евреев, уверовавших в Иисуса, было несколько раз по "десять тысяч", то есть, по крайней мере, двадцать тысяч.
Поскольку население Иерусалима  не превышало тогда тридцать тысяча жителей (См. Joachim Jeremias, Jerusalem in the Time of Jesus: An Investigation into Economic and Social Conditions during the New Testament Period (trans. F. H. Cave and С H. Cave; London: SCM Press, 1969), 84; cf. Magen Broshi, "Estimating the Population of Ancient Jerusalem," Biblical Archaeology Re­view 4.2 (June 1978): 10-15),  мы можем заключить, что значительное большинство его жителей признавали Иисуса  Мессией. Это невероятное заявление. Столь невероятное, что большинство комментаторов думают, что эти цифры являются или ошибкой в тексте или  просто преувеличением. Но  подобные предположения вряд ли могут быть обоснованы, поскольку большой процент евреев в ранней Иерусалимской церкви твердо засвидетельствован. Кроме того, это огромное число вполне согласуется  с процессом роста, о котором рассказывает книга Деяний. Всё более евреев присоединяется к христианской общине. В конце книги, кривая статистики, как и ожидается, достигает своего кульминационного момента. Обратите внимание на изменение терминологии, описывающей процесс этого роста:

три тысячи – многие - пять тысяч - большое множество - большое число - почти целый город - большое число - много тысяч.

Последний отчет о христианской проповеди среди евреев приходит из Рима, где Павел собирает «знатнейших из Иудеев»  (Деян.28:17), которые,  кстати замечают, что они никогда не получали из Иудеи плохих рекомендаций относительно него и его учения (Деян. 28:21), - ещё один намёк на христианский успех  в Иерусалиме. Затем лидеры местной еврейской общины выразили желание послушать проповедь Павла:  
«Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь;
ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу;
и он от утра до вечера излагал им [учение] о Царствии Б-жием,
приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков».
Деян.28:22,23.
«И жил Павел целых два года на своём иждивении
и принимал всех, приходивших к нему,
проповедуя Царствие Б-жие
и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно»
.Деян.28:30,31.
Немаловажно, что книга заканчивается на этом примечании. Павел всё ещё успешно проповедует евреям "со всяким дерзновением и невозбранно".
Об успехе этой проповеди необходимо чаще вспоминать. Для многих людей некоторые стихи книги Деяний становятся весомым поводом для обвинения евреев в противление евангелию. Она становится текстом, из которого вытягиваются доказательства отвержения евреев Всевышним и указания на замечательный переход Б-жьей милости от евреев к язычникам.
И всё же, эта книга засвидетельствовала ещё кое-что. Хотя христианское проповедование действительно достигло язычников, и Б-г Израиля оказался принят вне границ Израиля, приоритет провозглашения христианской вести всё ещё оставался за еврейской общиной. Павел, апостол язычников (Галатам 1:15-16) всё ещё идет "сначала к иудеям" с той же самой страстью и с теми же самыми плодотворными результатами. Действительно, книга не игнорирует наличие оппозиции среди еврейской общины и неудачи в проповеди, - не все евреи приветствовали христианскую весть. Но весь объективный рассказ, приведённые цифры  и факты показывают, что всякий раз, когда евреи слышали христианскую весть, большая их  часть (а в некоторых местах и всё население) реагировало положительно. Подобное заключение может явиться полной неожиданностью и трудно восприниматься из-за традиционного взгляда на этот вопрос. Но результаты сегодняшних исследований всё более подтверждают подобную оценку тех событий.
Недавно аналогичные заключения были получены из исследований по различным социологическим дисциплинам, а также в результате исторических и археологических изысканий. Так, социолог Родни Старк, используя статистику и исследуя арифметику роста церкви, сделал революционное заключение:
«Вопреки традиционному взгляду,  принятие христианства евреями продолжало играть центральную роль в  его возвышении до значительно позднего периода:
мало того, что  евреи диаспоры обеспечили начальное основание для роста церкви в течение первого и в начале вторых столетий, но и значительно позже, по крайней мере до четвертого столетия, еврейское население оставалось главным источником христианских новообращённых»
(Rodney Stark, The Rise of Christianity: A Sociologist Reconsiders History (Princeton: Princeton University Press, 1996), 49)
Р.Старк доказал что "миссия среди евреев диаспоры имела успех и в значительно более поздние периоды времени" и допустил, что "фактически должно было иметь место очень существенное преобразование еврейской общины" (Там же, 70).
Интересно заметить, что те же самые тенденции остались зафиксированными в Эфиопской традиции. Эфраим Айзек, эксперт по еврейской и  Эфиопской литературе и культуре, пишет:
"Традиция подтверждает эту мысль. Когда христианство достигло Эфиопии, половина её населения состояла из евреев, и большинство из них приняло христианство" (Ephraim Isaac, "Is the Ark of the Covenant in Ethiopia?" Biblical Arche­ology Review 19.4 (July/August 1993): 60-63).
Археологические исследования также предоставляют большое количество свидетельств успеха миссионерской деятельности среди евреев. Эрик Мейерс сделал заявление, что огромное число результатов археологических изысканий в Палестине и в Италии (особенно в Риме) доказывают, что "ритуалы и обычаи еврейских и христианских похорон, например в Риме, отражают взаимозависимость и близость еврейских и христианских общин. Причём ясные маркировки временных границ этого процесса чётко прослеживаются до третьего и четвертого столетий н.э." (Eric Meyers, "Early Judaism and Christianity in the Light of Archaeol­ogy," BiblicalArchaeologist51.2 (June 1988): 69-79). Подобные наблюдения заставили Э.Мейерса сделать вывод, что "последователи Иисуса практически не отличались от современных им евреев. Хотя они выражали веру в мессианство Иисуса,... очевидно, они хорошо уживались  с их товарищами евреями" (Там же, 69) Эта близкая связь между ними и даже идентификация себя как евреев снова напоминает нам об успехе христианской проповеди среди евреев. Число  евреев, которые следовали за Иисусом, было настолько велико, что нельзя брать на себя смелость подвергать сомнению их еврейство: движение было массовым и  в некоторых местах вовлекало в себя большую часть (если не всё) еврейского  населения.

Вернуться на Главную - Израиль и Церковь - следующая тема