Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков

"Таинство Израиля"
Диалог через века

Холокост

Взятые на смерть
Адвентизм и Холокост

1.Холокост как богословское понятие
2.Теология Холокоста
3.Библия о Холокосте
4.Адвентисты в Холокост

Дополнительный материал:

"Кровь Его на нас"  размышление адвентистского теолога Р.Лехмана над текстом Матфея 27:25

Декларация церкви АСД Германии и Австрии к шестидесятой годовщине окончания Второй мировой войны

1. Холокост как богословское понятие.
При рассуждениях о вопросах этики и нравственности, - о природе зла, о моральных обязанностях человека, - христиане приводят многочисленные примеры насилия над целыми народами, такие как, например, геноцид армян в Первой мировой войне. Но когда христиане обсуждают религиозные вопросы, - вопросы теологии, анализируют богословские системы, - они вспоминают Холокост.  Почему христиане говорят о Холокосте при решении вопросов теологии, а не этики и морали? Потому что именно христианская теология  сыграла решающую роль в Катастрофе европейского еврейства. Поднимая необычайно высоко планку этических стандартов,  вместе с тем христианство создало  универсальную идеологию унижения (и уничтожения) еврейского народа, которая во время Катастрофы была воплощена в практику. Религиозные взгляды, как правило, образуют какую-либо богословскую систему, проникая друг в друга, дополняя, строя основу друг для друга, а не живут как отдельные несвязанные доктрины. В таких случаях, обнаружение какого либо «горького корня» ставит под сомнения правильность всего доктринального здания. Помните, как написано: Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием (Иереимя 22:13, также Михей 3:9-10).   
Истории развития христианской теологии оставила столь многочисленные следы ненависти к еврейскому народу, что развитие антисемитизма - от страха первых христиан быть отождествленными с евреями римскими властями до Катастрофы - прослеживается свободно. В богословии любого христианского движения начала 20 века эти идеи жили и процветали. Если мы называем себя христианами, тогда нам стоит тщательно исследовать свои убеждения, чтобы выбрать из них утверждения, породившие Холокост. Если мы как адвентисты полагаем подобные взгляды естественным наследием «Вавилона», тогда нам нужно тщательно разыскивать их у себя, чтобы «выйти и из него».
Есть еще одна причина, почему адвентизм как религиозное конфессия, поднимает вопрос о преследовании евреев, а не собирает конференции по вопросам  страданиях украинцев, белорусов, корейцев и т.д.во время Второй мировой войны.  Ни христианство в целом, ни адвентизм в частности, не издавали официальных запретов  на посещение своих богослужений казахами, грузинами, марийцами и т.д., не вывешивали на зданиях церквей плакатов: «русским не входить», и не рассматривали национальность как препятствие для вступления в церковь для поляков, мордвы, чуваш.  Только для евреев издавались подобные указы христианской церковью в целом и адвентистами в частности. Как и представители других конфессий, адвентисты во время Второй Мировой войны активно спасали евреев. Но на официальном уровне мы делали те же заявления и предпринимали такие же шаги, что и остальные христианские деноминации.  И это были не  всегда достойные вещи. Можно попытаться сказать, что это события происходили на оккупированной территории, а остальные адвентисты были не причастны к этим процессам. Но эти высказывания об отмежевании согрешивших от остального «правильного» адвентистского движения вызывают сомнение, поскольку чаше всего произносятся людьми, верящих в корпоративную вину еврейского народа за распятие Иисуса.
Резолюция, которую издали и подписали германские руководители церкви АСД, писалась не только от имени немецких и адвентистов, но и от нас тоже. Если бы она не появилась в Германии, её необходимо было написать нам. Потому что эта резолюция была делом честности перед Б-гом поставившим условием для Своих благословений - Признай только вину твою… (Иер. 3:13) - и перед еврейским народом.  Нацистский режим разрешал существование только тех церквей, которые «очистились от евреев» и выпуск только той печатной продукции (включая евангельские буклеты и библейские уроки), в которую была включена хотя бы одна статья по национал-социализму. Тот факт, что в период немецкой оккупации не была запрещена ни одна христианская конфессия (за исключением Свидетелей Иеговы и адвентистов – реформистов, закрытых не из-за противления фашизму, но из-за пацифистских убеждений), а все христианские объединения продолжали выпускать свою литературу, – уже является серьезным обвинением против них. Из всех протестантских деноминаций только адвентисты седьмого дня принесли публичные извинения за свои ошибки в период Холокоста. Это обстоятельство очень серьезно выделяет нас из остального протестантского мира и позитивно характеризует наше  движение. Если в истории Иакова, борющегося с Б-ом и побеждающего Его,  мы хотим видеть себя, тогда перед входом в Обетованную Землю нам стоит вспомнить о своё преступлении против брата. Признание факта своей греховности не может произвести такого же сокрушения сердца и такого же покаяния, как осознание горя реальных людей, чье место перед Б-гом мы хотели занять.


2. Теология холокоста
После Холокоста христианство осознало необходимость пересмотра  традиционных представлений о еврейском народе.  Но, пожалуй, единственным предложенным вариантом нового видения еврейского народа стало создание католической церковью теологии двух заветов, согласно которой Б-г заключал с человечеством два завета: один на Синае с евреями, другой с не евреями через Иисуса. Поэтому первые обретают благодать и спасение через соблюдение условий синайского завета, а вторые – через спасительную кровь Иисуса. В этом случае Холокост становится досадным недоразумением между братьями. Эта теория не имеет подтверждения в Новом Завете, где сказано вполне  определенно: «Ибо един Б-г, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,  предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:5-6); «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6). 

Развитие  христианской  теологии постхолокостного периода (а любое христианство должно или двигаться вперед за Б-жьим Откровением или превратиться в мертвую застывшую формацию)  должно учитывать следующие факты.
1.Холокост не может быть Б-жьим проклятием еврейского народа за распятие Иисуса, поскольку Его закон, чью истинность мы признаём, продлевает наказание (при условии, если оно действительно было) только до четвертого рода. Начало двадцатого века никоим образом не может быть четвертым поколением от начала эры.   
2. Б-жье проклятие предусматривало исчезновение культуры определенного народа. При этом население ассимилировалось, но физически выживало. Напротив, еврейский народ был сохранен в течении двух тысяч лет своего рассеяния, – не бывалое событие в истории человечества! Более того, после столь огромного периода скитаний он смог возродить своё государство, как залог сохранения культуры, и свой язык, - тот язык, на котором Всевышний давал Свои Откровения человеку. Такое возрождение  может быть только чудом. Ход истории требует пересмотра основной предпосылки нашего видения еврейского народа, о которой мы упомянем далее.
3. Новый Завет продолжает называть евреев Б-жьим народом (Рим.11:1). Но если они – Б-жий народ, тогда кто же мы? Павел советует помнить, что мы лишь привитые ветки на древнем дереве, которым не стоит превозноситься над природными побегами.
4. Тогда почему же еврейский народ страдал  более остальных? Если автором их страданий не мог быть Б-г, тогда остается признать эти злодеяния умыслом Врага Б-га.  Чего опасался дьявол, стремясь погубить еврейский народ? Вряд ли он до сих пор мстит им за рождение Иисуса и сохранение Б-жьего Откровения. Он видит в еврейском народе нечто такое, чего не замечают христиане.  
В 2000 г. в университете им. Эндрюса состоялся симпозиум, где читались и обсуждались доклады адвентистских теологов о Холокосте. Это мероприятие стало первой заявкой на появление видения истории Великой Борьбы между Творцом и дьяволом, в котором отводится место Холокосту
(открыть доклады Симпозиума) 


3. Библия о Холокосте.
Наиболее неоспариваемым текстом Библии, предупреждающем о времени Катастрофы, принято считать  12 гл. книги Захарии. Вероятно 1-3 ст. этой главы повествуют о трагедии Катастрофы, поскольку это событие происходит незадолго перед излитием Святого Духа на еврейский народ (12: 10-14ст. и 13 гл.), после чего пророк описывает страдание всех верных и Пришествие Мессии (14 гл.). Очень интересно обратиться к параллельному пророчеству 9 -11 глав, которое рассказывает о бывших языческих народах в тот же период. 9:1-8 ст. описывают их положение перед Б-ом до знакомство с  Откровением Всевышнего; 9:9 -17ст описывают пришествие Мессии и заключение завета с языческими народам; 10 гл повествует о сошествии Святого Духа (и первом и втором). 11 гл представляет перед нами суд Б-жий над непокорными из язычников, и именно здесь (а не в пророчестве об Израиле) звучит обвинение в убийстве Иисуса.  Книга Захарии связывает свидетельство еврейского народа, против которого так усиленно выступает дьявол, с их календарным циклом.
Книга Откровение  описывает нападки дьявола на Израиль последнего времени с другой стороны. 10 гл книги повествует о появлении пророческого движения конца времени и раскрытии книги Даниила; 11 гл описывает собирание народа Б-жьего и весть о двух свидетелях, а так же противостояние  двух свидетелей замыслам дьявола. С 11:15 ст. идет рассказ о Пришествии.   Книга «Великая Борьба», представляя обширный комментарий на эти главы(15 глава «Великая Борьба»), связывает борьбу двух свидетелей с появлением материализма, который впервые наиболее явственно проявился во французской революции (хотя в некоторых последующих европейских режимах, в том числе и в нацистском, материализм боле наглядно продемонстрировал конечный итог своей философии). Таким образом, борьба дьявола с двумя Б-жьими свидетелями на этом периоде истории должна была разворачиваться вокруг вопроса Творения. И действительно, сатана постарался уничтожить еврейский народ в тот момент, когда в Европе стали распространять идеи эволюции. Вечное свидетельство библейской субботы вызвало (и будет вызывать в дальнейшем) острое противление у Врага Сущего. 


4. Адвентисты в Холокост.
«Праведник мира» - так называют людей, которые во время Холокоста спасали евреев. Многие адвентисты носят это почетное имя. Но поскольку тема Холокоста крайне мало освещена в русскоязычной печати, познакомиться с этой стороной деятельности адвентистской церкви можно лишь через англоязычных авторов. На русском языке вышло только два больших труда, посвященной этой теме:
В.Вихнович  «Две судьбы в Великой Отечественной войне» - о спасении евреев адвентистами Риги;
Г.Форд «Побег из плена» - о работе адвентистской подпольной организации «Голландия-Париж», занимающейся спасение еврейских беженцев.

Удостоверение праведника мира, выданоне Даниэлю Капуртино, адвентисту

Наиболее известные имена адвентистов, чьи удивительные и увлекательные истории можно найти в интернете:
Ludwig Walz Людвиг Волз (1898-1989, Германия), праведник мира, снабжал преследуемых евреев продовольствием и документами, помогал покинуть Германию. Волз крайне отрицательно относился к нацистскому режиму, что открыто проявлялось в его словах и поступках. Однако Б-г чудесным образом   сохранил его жизнь. После Второй Мировой Войны он был выбран мэром города Riedlingen (Южная Германия).  
Laszlo Michnay,  Ласзло Микней (1893-1966, Венгрия), праведник мира,
организовал Адвентистскую подпольную сеть по спасению евреев в Будапеште. Будучи пастором центральной адвентистской общины Будапешта, публично критиковал антисемитизм, называя его грехом, который Б-г не сможет простить. Лично  Микнеем было спасено 50 евреев. В свою деятельность пастор вовлек и других адвентистов города.  Центральное здание адвентистской церкви Будапешта стало убежищем более чем для 30 евреев, преследуемых нацистскими властями.    
Zoltan Kubinyi , Золтан Кабини (род.1901, Венгрия), праведник мира.
Будучи до войны инженером, во время оккупации автоматически получил звание офицера. Позволял еврейским  рабочим из гетто, отданным в его распоряжение, праздновать субботу и даже присоединялся к их молитвам и песнопениям. После получения приказа отправить вверенных ему рабочих в концентрационный лагерь Австрии, он стал переправляться с ними на восток, пока не достиг линии фронта. Еврейская колонна была освобождена советскими войсками, однако сам Кабини, одетый в военную униформу (Венгрия была союзником нацистской Германии), был заключен в тюрьму, а затем сослан в Сибирь. Оттуда он не вернулся, и обстоятельства его смерти остаются неизвестными. Он спас 140 евреев.

Студенты адвентистского семинарии Collonges, расположенной на самой границе Франции и Швейцарии (Верхней Савойи), активно помогали еврейским беженцам переходить границу через горы, которые они хорошо знали. Наибольшее количество людей спасли  Жан Зархер (Jean Zurcher читать его интервью), Роже Фанаш (Roger Fasnacht), Рауль Жюблен (Raoul Jublin).
Почти на всей протяженности франко-швейцарской границы существовали небольшие коридоры для еврейских беженцев, организуемые адвентистским служителями.  Наиболее часто здесь вспоминают имя пастора  Поля Мейера (Paul Meyer), депортированного в Германию и погибшего в КЦЛ.
Во Франции огромное количество адвентистов и их семей прошло через проверки гестапо и было отправлено в лагеря смерти
.


Вернуться на Главную - Израиль и Церковь - предыдущая тема