Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков

 

"Таинство Израиля"
Диалог через века

Загадки Библейского календаря.
Библейский календарь. Образование христианской церкви.

МАПа

Вероятно, самое значимое отличие еврейского народа от остальных монотеистических религий заключено в его особой традиции, привязанной к календарному циклу. Когда появился календарь, который сегодня мы называем еврейским? Что он значил в плане Спасения? Какую роль он сыграл при образовании нашей церкви?

1. Календарь от Творения до Авраама
2. Календарь после Исхода из Египта
3. Календарь во время Храма.
4. Календарь в новозаветнее время
5. Цель календаря
6. Календарь и Иерусалимский храм
7. Календарь в богословии первых адвентистов

Дополнительный материал: Праздники и календарь древнего ШумераПраздники Шумера

 1. Календарь от Творения до Авраама.
Библия не даёт возможности проследить историю возникновения календаря. Известно, что первый временной отрезок,– «день и ночь», - Творец установил в согласии с небесным отсчётом времени, т.к. первые трое суток на Земле были отмерены Светом от Его престола. Деление времени на месяца Адам получает уже при Творении, вместе  с субботами (Быт.1:14). Единственным годовым праздником, который мог отмечаться в то время, было Новолетье (ראש השנה
Рош-hаШана, букв. начало (голова) года, отмечался в первый день первого месяца и указывал на время сотворения человека (т.е. шестой день Творения). Это утверждение косвенно подтверждает история Потопа. В период Потопа время измерялось месяцами, каждый из которых не имел своего названия, но лишь порядковый номер, т.е. существовало строго установленное начало года. Единственным событием в истории Потопа точно совпадающим с датами постсинайского календаря, становится день прекращения Потопа: согласно библейскому тексту, оно произошло как раз на Новолетье (Быт.8:13). Помимо новомесячий Ной использует деление времени по седьмицам (Быт.8:8-12).

В жизнеописании Авраама не приводится ссылок на какое-либо летоисчисление. Хотя, безусловно, Авраам был знаком с делением времени, поскольку Б-г определил срок Исхода и в поколениях и в годах (Быт. 15:13,16) Однако еврейская традиция утверждает, что Авраам был знаком с календарём, которым в дальнейшем пользовались его потомки. Так, РАШИ в своих комментариях к Торе записал, что события 18 главы Бытия, произошли на Пейсах, именно поэтому во время приёма небесных гостей подавали только пресный хлеб (Быт.18:6). Мы можем сомневаться в достоверности устной традиции, однако в последнее время появились исторические свидетельства того, что календарём, который позже был описан в 23 главе книги Левит, пользовались люди задолго до Авраама. Например, шумерыЧаще всего шумеры не использовали тех же обрядов и символики, к которым позже стали прибегать евреи, поэтому библейский календарь не мог быть простым подражанием шумерскому, т.к. при заимствовании традиции воссоздаются именно зримые обряды, а не внутренняя сущность праздника. Интересно, что шумерам был известен даже такой праздник, как Пурим, который был не известен евреям при Исходе из Египта.

2. Календарь после Исхода из Египта
Можно сделать предположение, что отсчёт времени, которым пользовались Адам, Ной, Авраам, каким-то образом оставался связанным с отсчетом времени Небесного престола и с событиями, которые происходили возле него и также были привязаны к определённым срокам,  «потому что Б-г не есть Б-г неустройства» (1Кор.14:33). Исследуя жизнь этих трёх мужей, мы можем заметить, что все важные откровения Б-га человеку происходят в вечернее время (Быт.3:8; 8:11,15:10-12). Традиция приписывает время заключения завета между Авраамом и Б-гом (Быт. 15 гл.) ко времени вечернего, наиболее значимого, жертвоприношения в будущем Храме. Пророк Даниил также отметил, что ангел Гавриил приходил к нему во время вечерней жертвы. Хотя в то время на земле не существовало Храма, однако Небо в своём служении Земле действовало по его расписанию. Можно предположить, что и время и календарь, которым пользовались патриархи, каким-то образом отражали события и служение у Небесного престола, от Света которого впервые началось отсчитываться время на Земле .
Когда Всевышний Б-г стал подробнее раскрывать человеку истину о служении Мессии в Небесном Храме, Он не только привёл на место будущей Жертвы  народ свидетелей этой Жертвы и повелел им построить Храм, повторяющий детали служения у Небесного престола, но и привязывает историю возникновения этого народа к древнему календарю.  Всевышний Б-г вывел Израиль из Египта так, что основные вехи его новой истории накладывались на уже существующий календарь. И Израиль воспринимает древнюю историю, как свою. В календаре Б-г дал ему видимый знак, что Он направляет его.  (В истории человечества возникало много учений и движений, претендующих на пророческую миссию. При их оценке необходимо помнить, что если за ними в действительности стоит Вышняя воля, тогда их появление должно было найти своё отражение в календаре. Как это произошло, например, при образовании
христианства, появление которого привязанно ко времени и обрядам Пейсаха и Пятидесятницы, или при появлении адвенизма, возникновение которого типологически связанно со временем и обрядами Йом Киппура)

То, что Всевышний Б-г во время Исхода повелевает перенести начало года на седьмой месяц, показывает, что до этого времени евреи продолжали придерживаться отсчета времени от Новолетья. Праздники, которые позже составят цикл еврейского календаря, формировались как при самом Исходе из Египта (так появляются Пасха, Опресноки, Пятидесятница, Кущи или Суккот), так и при подходе к Обетованной земле (например, Праздник первых плодов).

3.Календарь во время Храма.
Во время Храма праздники в сознании людей уже жёстко соединены с прошлой историей человечества (празднование Новолетья или Рош-hаШана, которое отмечало день сотворения Земли и появление Земли после Потопа), и соотнесены с реальностью Небесного Храма (празднование семи праздников, описанные в 23 главе книги Левит). Они составляют замкнутый цикл, пророчески охватывающий всю историю человечества. Праздники распадаются на осенний и весенний циклы, причём еврейским пророкам было точно известно, когда земной образ праздника совпадёт с аналогичным небесным событием (Пророчества Даниила о «семидесяти седьмицах» (Дан.9:24) и «двух тысячах трёхстах вечерах и утр» (Дан.8:14) указывали на конкретные даты в истории человечества, когда должны были совершиться Великая Пасха и Великий Йом Киппур. Все остальные праздники были привязаны к этим датам).

Пока существовал Иерусалимский Храм, праздники опирались не только на астрономическое время, отсчитываемое по новомесячьям, как это повелось от Творения. Они дублировались сельскохозяйственными сезонами земли Израиля (впервые упоминание о том, что сельскохозяйственные сезоны входят в отсчет времени, упомянуто в завете Ноя, Быт.8:22) и системой храмовых жертвоприношений.

4. Календарь в новозаветнее время.
То, что основные события новозаветней истории совершились в строго обозначенное календарём время (смерть Мессии совпала с праздником Пейсаха, Его воскресение и воскресение первых праведников – с Праздником первых плодов, сошествие Святого Духа – в день Пятидесятницы), показывает, что Небо продолжало осуществлять свои планы, держась единого для Неба и Земли времени. Человек же, зная «времена и сроки», должен был быть готовым к их наступлению. До первого Шавуота (дня Пятидесятницы), - т.е. цикл весенних празднеств, - события Нового Завета наступали по астрономическому времени. Но начало служения Мессии в Небесном Храме не только должно было обозначить переход от храмовых жертвоприношений к великому Заступничеству, но и показать, что и само Время отныне переходит от своего образа к небесному прообразу (пророчеством об изменении отсчёта времени после смерти Христа было изменение календаря при Исходе из Египта). Ожидающийся людьми Йом Киппур, Судный День (Матф.24:3), должен был наступить уже по иному времени. Именно поэтому мы не встречаем его буквального исполнения в Новом Завете. Не исполнившийся в новозаветнее время, но предсказанный древним календарём, цикл осенних праздников определяется только временем Небесного Храма (В книге Даниила можно найти ещё один косвенный признак перехода на новый отсчёт времени. Пророчество о приходе Мессии (Дан.9 гл.) измеряется в седьминах, отмеряющих время храмовых богопоклонений, а пророчество о начале Йом Киппура (Дан. 8 гл.) – в «вечерах и утрах», передающих идею творения).
Как и при Исходе из Египта, когда человеку был дан новый отсчёт времени, пророчества новозаветней эпохи предвидят  два круга исполнения праздничных времён:  в начале и в конце христианской эры.
Новый Завет описывает лишь один праздник – Пасху или Вечерю Господню. Теперь он мыслится как вступление и подтверждение Нового Завета. Нам известно, что этот обряд первые христиане  не связывали с какой-либо определённой датой календаря (1Кор.11:25, также Лук.22:19, 1 Кор.11:24)
Пророк Исайя, описывая будущую Землю, упоминает о существовании того же деления времени, которое существовало и при Адаме: новомесячья и субботы (Ис.66:23 Есть ещё один текст в Библии, который подтверждает празднование новомесячий на обновленной Земле - Откр.22:2) Можно предположить, что если  при Адаме новомесячья отмечали приход Новолетья – праздника Творенья, то на искупленной Земле они будут отмерять срок до Пасхи, – Вечери искупленных.

Пейсах (ночь с 14.7 на 15.7)

Опресноки (15-22.7)

Первые плоды (16.7)

Пятидесятница
Шавуот
(через 7*7
дней)

Рош ха Шана (1.1)

Праздник труб
(1-10.1)

Йом Киппур
(10.1)

Суккот
(15-21.1)

До
Египта

 

Сотворение человека

Египет

Исход            

Пресный хлеб по выходу

 

Дарование Закона на Синае

Время пустыни

Обрезание перед входом в обет. землю
(вероятно за три дня до Пейсаха)

Приход к обет земле и отказ от манны

Время Храма

Закалывание ягнёнка-Месиии

Еда без закваски

Омер нового урожая

Завершение счета омеров

Сотворение человека

Весть о Судном дне

День Суда и очищения Святилища, окончание времени милости.

Воспоминание о пустыни Египта

Новый завет

Смерть Иисуса

Новая жизнь без греха

Воскресение вместе с Мессией нескольких праведников в Иерусалиме

Сошествие Св.Духа на первоап цервовь

Начало Суда и Трёхангельская  весть

Завершение Небесного Суда

Жизнь накануне Второго Пришествия

Сошествие Св. Духа для запечатления

Суды Божьи

Второе Пришествие

ТысячелетнееЦарство

 

5. Цель календаря.
Какова цель библейского календаря?
1. Он рассказывает о грядущих событиях.  
В целом календарь представляет собой набор пророчеств о разных этапах служения Мессии.  И пока Мессия не закончит Своего служения для потомков Адама, остаётся нужда в пророческих вестях календаря -
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Матф.5:18.
2. Он напоминает о прошлых опытах свидетелей Единого.  
3. Он связывает работу Неба и служение Б-жьего народа на земле.
Небесные обители, как и Б-жий народ на земле, живут по определённому календарю. Перед Небесным Престолом в своё время начался Небесный Пейсах и Небесный Йом Киппур. Если мы совершаем своё служение Всевышнему Б-гу согласно Его календарю, мы не ошибёмся в своих действиях. Таким образом, наш календарь служит свидетельством правильных отношений с Творцом. 

6. Календарь и Иерусалимский храм.
Свидетельство календаря не зависело от Иерусалимского храма.
Храм определял 
1. Место и время Жертвы;
2. Время начала служения в Небесном Храме: 
«Сим Дух Святый показывает, что ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» Евр.9:8.
Тема начала служения в Небесном Храме - одна из основных в проповеди Павла. Но в сознании людей очень тяжело шёл отрыв от идеологии земного храма, когда он воспринимается  знаком завета. Даже в христианстве до сих пор сохранилась эта идея в утверждении, что Иерусалимский храм был разрушен, потому что евреи «не приняли Иисуса». И в доказательство этой идеи, как правило, говорят о рассеянии евреев после разрушения храма. Но согласно утверждению ап.Павла, храм был разрушен, потому что выполнил свою функцию. Неверно утверждать, что рассеяние евреев произошло в 70 году н.э.  после разрушения храма. Огромный отток евреев в диаспору происходил уже с первого века до н.э.  Ко времени Нового Завета в диаспоре проживало намного больше евреев, чем на территории страны Израиля.  В 70 г. н.э. евреям запрещают селиться в Иерусалиме, но они продолжали жить в Галилее. Только император Константин начал планомерно изгонять евреев с этой территории. Не Б-г, а та система, которую в христианстве принято называть «духовным Вавилоном», изгнала еврейский народ с земли их Обетований.


7. Календарь в богословии первых адвентистов.
Интерес к библейскому календарю в христианстве заново пробудился лишь в начале XIX века. В этот время появляются богословские работы многих христианских проповедников, которые обращали внимание на пророчества книги Даниила, особенно на 7-9 главы. Согласно их подсчётам, около 1844 года в Небесном Храме должен был начаться Судный День, чьм прообразом на Земле служил иудейский Йом Киппур (Подробнее об этом). К этому времени ожидался приход Мессии. Близкие утверждения в это время появляются среди иудеев и мусульман. Среди христиан наиболее известным проповедником этих идей считается У.Миллер. Приход Мессии был определён на 22 октября 1844 года - время наступления Йом Киппура по еврейскому календарю для этого года. Однако Он не пришёл.

В конце 44 - начале 45 годов XIX века появляются богословские труды и размышления тех, кто не стал уходить из церкви после Великого разочарования и не стал назначать новые даты для исполнения надежд всех народов. Труды трёх человек из этой группы, стали судьбоносными для становления нового движения в христианстве. Хирам Эдсон и Эдмонд Гразье сосредоточились в своём изучении на послании апостола Павла к Евреям и, опираясь на него, объяснили, что в 1844 году следовало ожидать начало освящения Небесного Храма для последнего служения в нём, а не пришествия Мессии для очищения Земли. Христианство переоткрыло для себя истину о существовании Небесного Храма, утраченную за 2000 лет разделения с иудеями. Лафборо, исследовавший Ветхий Завет, доказал, что весенние праздники библейского календаря (Пасха, Пятидесятница), были исполнены в начале истории христианской церкви, а осенние праздники (Судный День) пророчески указывают на события последнего времени. 
К началу 1845 года эта группа ещё не имела ни собственного названия, ни собственной структуры. Но у неё уже была богословская основа, опирающаяся на находку Лафборо, уже было заложено самое начало начал учения Адвентистов Седьмого Дня. 


Вернуться на Главную - Израиль и Церковь - следующая тема