Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков

 

"Таинство Израиля"
Диалог через века

Когда евреи были христианами

История первой христианской церкви.

МАПа

«Слишком часто история искажается, когда она рассматривается с перспективы нашего видения современной действительности.  Подобные наблюдения особенно верны в отношении иудео – христианской истории.   Всё же серьёзное обращение к Новому Завету покажет нам совершенно иную картину: было время, когда евреи и христиане шли вместе; они вместе поклонялись Всевышнему; они вместе верили и надеялись…»  Ж.Дукан «Когда евреи были христианами»

Здесь же можно прочитать "Когда евреи были христианами" Ж. Дукан

1. Иудео-христианство
2.
Церковь II-IV веков
3. Причины изменений
4.
Теологическое соперничество
5.
Предупреждения Павла

1. Иудео-христианство
Период от возникновения церкви до организации её официального института в IV веке принято называть иудео-христианским. Христианство начиналось в Иерусалиме и поддерживалось евреями: им был дан Святой Дух со всеми дарами, на них было возложение рук Господа. Павел писал, что им было вверено Слово Б-жие. Мессианская эра обещала новые благословения для Израиля. Почему всем этим так мало и так неохотно пользовалась христианская церковь? Почему их пути разошлись? Новая религиозная группа унаследовала не только цепочку Б-жьего Откровения, но и… врагов иудаизма. В эпоху Второго Храма Иудея противостояла планомерной политике навязывания чуждой ей культуры. История Второго Храма прошла под знаком борьбы с элинизмом. Еврейские источники сохранили многочисленные свидетельства о том давлении, в которое окунулось и молодое христианство. В книге «Деяний» приводится пример, когда Павла привели в еврейский суд, но убедившись, что его убеждения не выходят за рамки иудаизма, часть судей вступилась за него (Деян.23).   Некоторые еврейские авторы приводят историю побивания Стефана камнями как пример борьбы с эллинизмом (поводом для такой интерпретации текста стало его греческое имя)
Павел называл «тайной беззакония» (2 Фес. 2:7) того общего врага, общую проблемму, которая наступала на свидетельство о Едином Б-ге.
У Тертулиана  можно найти свидетельство о том, что евреи предоставляли преследуемым христианам убежище в синагогах; известны случаи похорон христианских мучеников на еврейских кладбищах.

2. Церковь II-IV веков
Следующий период истории церкви принято называть первохристанством. Главная характеристика этого периода  - отказ церкви  от иудейского наследия и стремление войти в жизнь общества, стать его частью и культурой. Усилия всех христианских апологетов были направлены на доказательство того, что христиане не имеют никакого отношения к еврейскому народу. Почему? Потому что евреи и иудаизм воспринимались в эллинистической культуре как нечто деструктивное.
Главные имена этого периода истории церкви –
Иустин Мученик,  Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Маркион,  Августин.
Главные события  - появление идеи изменения субботы на воскресенье, попытки провести разделительную черту с иудаизмом через изменение праздников и введение в обиход церкви общепринятых в их окружении традиций.   

3. Причины изменений в христианстве.  
Политический фактор. После восстания Бар-Кохбы (135 г.), начались усиленые гонения на монотеистический культ. Римская юридическая система не видела никакой разницы между иудеями и христианами, поскольку иудаизм состоял из ряда деноминаций, и христианство для Рима было лишь одной из них. Были введены жёсткие законы об изучении Св. Писания, о собраниях в субботу. И христиане, стремясь избежать конфликтов с властями, стали вводить установления, демонстрирующие их разницу с официальным иудаизмом.
Философский или культурный фактор.
Прежде чем послать Иисуса, Своё Откровение людям, Всевышний Б-г многие века «работал» над культурой, мировосприятием еврейского народа. Когда язычник принимал Б-га Израиля, он не возвращался к своему народу, но оставался жить в этой среде, с иудеями. Когда появился Иисус, Его миссия и слова были понятны евреям и восприняты положительно, потому что Он «вписался» в их жизнь.
По преданию апостолы уже в первом веке прошли значительные территории Европы и Азии.  За такой короткий срок они могли принести бывшим язычникам только весть. И эта весть ложилась на местную культуру, восприятие и обычаи, смешивалась с ними, слабела. Не случайно в Европе первые очаги христианства постоянно гасли, но страна Израиля мощно подпитывала её вестью.
Во втором веке в церковь начинает вливаться много язычников, причём это были уже не прозелиты, знающие еврейскую культуру и умеющие воплощать принципы веры в библейского Б-га в повседневную жизнь. Эллинистическая культура находила в них намного больший отклик, чем религиозная жизнь Израиля, с которой они были не знакомы. Не смотря на то, что гностицизм  в церкви был официально осуждён, его влияние на всех уровнях было очень сильно. Уже к концу 2 века церковь смотрела  на мир через призму платоновской философии. Но до IV века она ещё отдавала приоритет Б-жьему Откровению, потому что существовали евреи-христиане и иудеи, которые удерживали эти рамки.

…В своем «Диалоге с Трифоном», самым раннем из источников по иудео-христианству, Юстин говорит, что евреи, соблюдающие заповеди и верующие в Иисуса, могут спастись только в том случае, если они не требуют, чтобы все остальные христиане тоже соблюдали заповеди. Из этого же источника можно также заключить, что ортодоксальные христиане приняли  иудео-христиан в свою среду на условии, что последние не будут выделяться среди остальных. Согласно этому источнику иудео-хриситане не считались сектой еретиков…

Описание первых двух периодов в истории церкви, как оно приводится во второй главе Откровения, показывает, что в это время церковь противостояла ересям внешнего мира. Но в 321 году выходит указ императора Константина о праздновании христианами воскресного дня;
в 325 г. Никейский собор отделяет христианскую Пасху от еврейской;
в 339 император Констанций запрещает под страхом казни браки евреев с христианками и обрезание рабов;
в 360 г выходит указ о том, что всякий христианин, не соблюдающий воскресенье, должен быть изгнан из церкви;
в 398 г в Римской империи отменён автономный еврейский суд;
в 415 г. епископ Кирилл изгоняет евреев из Александрии;
в 418 г. выходит постановление об исключении евреев из всех административных и судебных должностей римской империи и прекращении их приема в армию.

  «Приблизительно в конце II века либо в начале III века, христиане стали видеть в иудео-христианах секту еретиков. Это, постепенно выработавшаяся, новая позиция одинаково отрицательно относилась ко всему сложному явлению иудео-христианства. В конце IV века Иероним пишет: «До тех пор, пока они хотят быть и христианами и евреями одновременно, не являются они ни евреями, ни христианами».

Таким образом, прежде чем в церкви смогли укорениться языческие представления, из неё были изгнаны те, кто мог им воспротивиться.  А затем для христианства начался период, который принято называть «темными средними веками». 

4. Теологическое соперничество.
Недовольство высших кругов христианства было вызвано и успехами миссионерской деятельности евреев. Император Антонин ввёл запрет на обрезание под страхом смерти, поскольку в конце эпохи Второго храма римские граждане охотно принимали иудаизм. Многие еврейские учёные того времени, такие как р.Шемайя, р.Автальон. р.Меир. р.Акива, были прозелитами. Прозелитизм охватывал обращённых в христианство не в меньшей мере, чем язычников. Этому способствовали близкие религиозные представления между ними и тот факт, что два века церковь жила по еврейскому календарю. Неудивительно, что между этими конфессиями существовало теологическое соперничество.

5. Предупреждения Павла.
Павел в своих посланиях пытался предотвратить это разделение.  Он боялся чрезмерной увлечённости некоторых христиан иудаизмом  (этой теме посвящено его послание к Галатам).  Второй темой его посланий было «единство тела Христова». Особенно многосторонне он обсуждает её в послании к Ефесянам.  В этом и в других послания  апостол писал не просто о раздорах между членами церкви, но о сознательном противопоставлении «обрезанных» и «не обрезанных». Он предвидел возникновение нездоровой тенденции в христианстве по отношению к евреям. Вероятно, эта тема беспокоила не только Павла, потому что в Откровении 11 глава  апостол Иоанн обращается к тем же образам евреев и христиан из язычников, которые предложил Павел в Рим. 9-11 гл.
Каким образом Павел пытался предотвратить намечающийся разрыв?  Апостол советовал не путать культурный элемент в религиозной практике и саму религиозную практику:

«Призван ли кто обрезанным, не скрывайся;
призван ли кто необрезанным, не обрезывайся».
1 Кор. 7:18.

Вернуться на Главную - Израиль и Церковь - следующая тема - предыдущая тема