Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Чмтаем книги пророков

 

"Таинство Израиля"
Диалог через века

Лики Лютера

Какое преимущество быть иудеем? - сомненья Лютера
Развитие теологии Израиля в протестантском мире.

МАПа

… Лютер был обескуражен. Почему разговор с иудеями не получился? Почему они так негативно восприняли его доброжелательный приход и даже не захотели вникнуть в евангелие, которое он предложил им? В то дорогое для его сердца, выстраданное его сердцем, да и всей жизнью евангелие. Может действительно на них лежит Б-жье проклятие, и истины, столь сладостные для искреннего христианина, не могут коснуться их душ?...

1. Теология Израиля в католицизме
2. Не принятие иудеями проповеди Лютера
3. Современные теологии Израиля в протестантизме

Дополнительный материал: Протестантизм и иудеи очерк по истории развития теологии Израиля в протестантском мире

1. Теология Израиля  в католицизме.
Что думали христиане о евреях в средние века? К ним было сложное отношение. Хотя иудаизм являлся вызовом католицизму, всё же еврейский народ необходимо было беречь, поскольку бедственное положение «богоубийц» являлось наглядной пропагандой церкви. Августин в своём труде «О граде Б-жьем» смог обосновать вселенские притязания церкви и разработал то, что сегодня богословы называют  теология  замещения. Согласно этой теории, после распятия Иисуса евреи полностью лишались завета, который переходил в руки церкви. Израиль превратился в Церковь. Отсюда вытекало, что храм Израиля в новозаветнее время заменён на соборы, а значит нет необходимости в Небесном Храме, чьей копией был иерусалимский. Эта теология, приближённая к реалиям православия, описана А. Менем в книге «Таинство, слово и образ». Если существует храм, должен быть и священник. В 508 г., когда епископу римскому было присвоено звание «понтифик максимус» т.е.  первосвященник, эта идея была реализована.
Насколько серьёзно эта идея укоренилась в христианском мире говорит то, что в 1844 году, когда христианство ожидало наступление Суда (чьим прообразом был иудейский Йом Киппур), было сделано заключение, что для этого Суда Мессия должен прийти на Землю, поскольку теперь земные храмы почитались святилищем. Те христиане, которые ушли от этого убеждения и заговорили о Небесном храме, и стали адвентистами (поэтому принятие теологии замещения, это, по сути, уход от корней адвентизма).

2. Не принятие иудеями проповеди Лютера.
Евреи сыграли свою позитивную роль в деле реформации: гебраистам они подали и пример и передали методы самостоятельного исследования Библии. Занимаясь переводом Библии Лютер сам был вынужден обратиться к евреям для того, чтобы брать у них  уроки иврита и текст Писания  (в более ранний период церковь проводила политику полного истребления всяких рукописей Св. Писания, поскольку для неё была важна монополия на Вульгату). Лютер полагал, что новый вариант христианства, без икон и власти священства, будет положительно воспринят иудеями:  
«Я надеюсь, что если с евреями будут обращаться обходительно и с кротостью, будут наставлять их в священном писании, то многие из них станут добрыми христианами и вернуться к своим праотцам, к вере пророков и патриархов. А от всего того их удерживают, когда ведут себя противно этому, предавая всё разрушению и выказывая к ним лишь гордость и презрение. Если б апостолы, которые тоже были евреями, относились к нам, неевреям, так, как мы неевреи, относимся к евреям, никто из неевреев не сделался бы христианином… И как бы мы себя не восхваляли, мы всего лишь неевреи, тогда как евреи – потомки Мессии. Мы чужие и породнившиеся, они же – родные по плоти и крови и братья Господни…» (Об Иисусе Христе, рожденном евреем. ст. 5.1523 г)
Однако его предложение мира иудеи восприняли скептически:
«Его позиция почти во всём повторяет традиционный подход к еврейству… В описании бедствий евреев и унижения синагоги Лютер повторяет общепринятые христианские представления: действительно, иудаизм восстаёт против христианства, но в то же время синагога – сестра церкви, отвергнутая сестра, которую можно вернуть в лоно семьи, если она покается и признает христианского мессию. В этом смысле можно утверждать, что в отношении евреев Лютер не стремился внести что-либо новое».
(Амос Хофман. Евреи и христиане в эпоху реформации. гл. Лютер и евреи)
Если бы евреи в массе своей приняли протестантизм, это означало бы, что истина на стороне Лютера. Поскольку согласно Рим.11:25-26, что «ожесточение (в иудеях) произошло отчасти», обращение евреев в христианство рассматривалось как знамение истинной церкви и скорого наступления мессианских времен.  
Разочарование Лютера перешло в гнев: раз евреи не приняли его учения, значит, в них нет истинны. В 1530-40 гг. он пишет ряд книг и статей, где в грубой форме нападает на иудаизм и еврейский народ. Он с большим подозрением относится к крещёным евреям:   в его время крестившийся еврей не считался полноценным христианином, но лишь «прозревшим евреем».  В 1535 году он писал, что евреи пытаются его отравить, резко нападает на моравских братьев, соблюдающих субботу. В их убеждениях он усматривал «происки евреев, которые соблазняют оставить христианскую веру».
«во-первых, следует сжигать их синагоги, а то, что не сгорит, засыпать горами праха, чтобы никто вовеки не смог найти там ни камня, ни углей. и следует это сделать во славу Господа нашего…
во-вторых, жилища их тоже следует сломать и разрушить. ведь там они поступают так же, как и в своих молитвенных домах. поэтому надо собрать евреев под одной крышей или в хлеву…
в третьих, нужно отнять у них все молитвенники и талмуды…
в четвёртых, ныне и присно нужно запретить их раввинам обучать, а преступивший это повинен смерти…
в пятых, потребно полностью упразднить охранные грамоты, находящиеся у евреев и право передвигаться по дорогам. пусть сидят дома.
в шестых, должно запретить им лихоимство и отобрать у них все наличные деньги и драгоценности…» (М.Лютер. О евреях  и их лжи. 1543 г)

Резкие и грубые статьи и высказывания Лютера не могли не отразиться на протестантском богословии, которое унаследовало взгляды католических богословов.  


3. Современные теологии Израиля в протестантизме. Теория антихриста и третьего храма.
(Об этой теме подробнее)
Позиция Лютера была поддержана пресвитерианами и другими ранними протестантами. Их теология называется кавентатализм или теология завета. Общие положения этой теории совпадают с теологией замещения: церковь заменила собой Израиль. Однако этому утверждению протестанты придали духовное толкование: заменила не в материальной сфере (Ватикан вместо Иерусалима, соборы вместо Храма, священники вместо Мессии), но в духовной (обетования и благословения, полученные Израилем, перешли на церковь).
Однако постепенно протестантизм менял свои позиции. Ещё в 1545 году новоизбранный папа предпринял попытки договориться с протестантами. Основным преткновением в признании его полномочий последними оказалась ранняя протестантская трактовка  «ужасного зверя» 7 гл. кн. Даниила и 12,13 гл. кн. Откровения как папской власти.  Протестантам было предложено смотреть на власть «ужасного зверя» как на правление Антихриста. Согласно этой теологии, Антихрист должен был прийти в храм, построенный в Иерусалиме, и править 3,5 года непосредственно перед пришествием Мессии, после того, как вся церковь вознесётся на небо. Сегодня эта теория называется диспенсационализмом. (поскольку предполагает, что в разные моменты истории (диспенсалии) Всевышний Б-г посылает новые откровения, перечёркивающие старые, - наподобие того, как Новый завет перечеркнул Ветхий). Протестанты долго не признавали эту теорию. Первая проповедь на эту тему была произнесена с кафедры пресвитерианской церкви в Дублине на рождество 1844 года, поскольку протестантскому миру необходимо было ответить на весть адвентистов о Небесном храме. Если предположить, что Антихрист займёт Иерусалимский Храм, тогда его должны построить, естественно,  евреи. А значит, евреи должны вернуться в землю Израиля. В 1967 году, когда израильские танки вышли к Стене плача, эта теория получила большое признание в протестантском мире. 
  

Вернуться на Главную - Израиль и Церковь - предыдущая тема - следующая тема