Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков

 

"Таинство Израиля"
Диалог через века

 

Церковь обрезания и необрезания. Мозаика, 5 в.

Свидетели, облеченные во вретище

Еврейско-христианские отношения в Средние века.

МАПа

«…И дам двум свидетелям Моим,
и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней,
будучи облечены во вретище.
Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Б-гом земли…»

Откр.11:3,4
«Ибо если ты отсечён от дикой по природе маслины
и не по природе привился к хорошей маслине,
то тем более сии природные привьются к своей маслине.» 
 
Рим 11:24  
Язык Откровения сложен. Но на нём написана человеческая история так, как её видит Б-г из непогрешимых Обителей небесного Суда. Мы же различаем вехи собственной истории только с дистанции времени, когда пророчества уже сбылись и можем спокойно взвесить все факты. Анализ истории средневекового христианства заставляют задуматься о скрытых процессах расширения Откровения, давно предвиденных с Небесных Высот.

1. Предвестники Реформации и еврейские общины
2. Реакция церкви
3. Развитие богословия


Дополнительный материал: "Они будут пророчествовать 1260 дней..." Очерк по истории средневековой экзегезы

1. Предвестники Реформации и еврейские общины.  
Анализ истории христианства Средних веков заставляет задуматься о скрытых процессах расширения Откровения, давно предвиденных с Небесных Высот. Давайте вспомним некоторые интересные «совпадения» из истории  христианской церкви и еврейской общины.
«Более отрадную картину представляла во второй половине XII века жизнь евреев в Южной Франции. Здесь христианское население, более культурное благодаря сношениям с соседней Испанией относилось к евреям с меньшим предубеждением, чем на севере. Либеральные графы Тулузы  и Безьера допускали даже евреев к государственным должностям, не обращая внимания на протесты церковных деятелей и даже самого грозного папы Иннокентия III. Между евреями и христианами Прованса установилось некоторое общение на почве духовной культуры. Это общение было одним из факторов, подготовивших известное «альбигойское» движение. Под влиянием арабо-еврейской образованности, среди жителей Прованса постепенно распространились идеи, служившие предвестницами будущей реформации Гуса и Лютера. Народ читал Новый Завет на своём родном языке, стремясь к восстановлению евангельской веры и нравственной чистоты, восставал против власти пап и монахов и их режима грубого суеверия. Высшие классы увлекались рационалистическими философскими учениями, которые распространялись преимущественно образованными евреями из Испании. Этому движению покровительствовал тулузский граф Раймонд VI, относившийся дружелюбно и к евреям. Встревоженный «ересью» провансальских альбигойцев папа Иннокентий III объявил против них в начале XIII века крестовый поход. Этот кровавый поход церкви против свободы совести, который приведёт в следующую эпоху к мрачной церковной реакции и учреждению инквизиции, отразился и на судьбе южно-французских евреев и уравнял их в правах мученичества с их северными братьями». (Дубнов «Всеобщая истории евреев» стр.323)
Гуситское движение поднялось в период, когда Казимир IV дал привилегии евреям. Королевская грамота, данная вопреки Базельскому собору, разрешала евреям общение с христианами. То, что между двумя этими событиями существовала связь, говорит тот факт, что местный кардинал Збигнев Олесницкий свою борьбу с гуситами начал с отмены  «богопротивных» еврейских привилегий (Дубнов «Всеобщая истории евреев» стр.499)
Некоторые историки в числе основных причин, способствующих возникновению «новгородской ереси» в царствие Ивана III, называют приезд польской делегации, в среде которой находились евреи.

2. Реакция церкви.
Подобно тому, как  в I-IV веках присутствие евреев в церкви сдерживало проникновение туда ересей из эллинистического мира, в средние века иудаизм обличал её отступление от библейской истины. Социальное и экономическое давление на евреев стало постоянной политикой церкви. Специальная одежда и гетто, «во избежание нечестивого сближения», всё преследовало одну и туже цель: отделить евреев от христианского населения, предотвратить все возможные социальные и экономические контакты между ними.  И дело здесь вовсе не в осквернении христианских доктрин: крещёные евреи воспринимались так же негативно, как и иудеи. Персонаж крещенного еврея был очень распространён в средневековой литературе и носил все стереотипные черты, связанные с евреем.
«На юге Италии массовые насильственные обращения в конце ХIII века привели к полному исчезновению еврейского населения. Может быть, этот пример впервые в истории евреев Европы показал, что массовое насильственное обращение не обязательно ведёт к социальной и культурной ассимиляции евреев в христианском обществе. Потомки выкрестов поколение за поколением сохраняли свой особый традиционный уклад, и их окружение постоянно подозревало, что они остаются верны религии своих отцов». (Й.Каплан. «Марраны». Со ссылкой на  Starr, Joshua , “the mass conversion of  Jews in Southern Italy”)
Венский съезд, состоявшийся в 1265 году при папе Клименте IV объяснил необходимость подобных постановлений тем, что «высокомерие евреев дошло, как говорят, до того, что у многих христиан запятнана чистота святой католической веры».
Многие явления, объявляемые ересью, т.е. отклонением от догмы, определялись церковью как иудейство: «Они (доминиканцы) усердно выслеживали еретиков, свободомыслящих, иудействующих и их совратителей из евреев и предавали их в руки инквизиции». (Дубнов «Всеобщая истории евреев» стр.387)
Хотя евреев и стремились обратить в христианство, но выкресты возбуждали большие опасения. Их часто воспринимали как врагов ещё более опасных, чем евреи. Т.к. вступая в христианское общество, они могли принести с собой взгляды, способные разрушить его изнутри. Тоже касалось и интереса христианских интеллектуалов к еврейской литературе, в которой они видели источник авторитета для христианской истины. В ту эпоху страх перед еврейским влиянием на христианский мир был особенно силен. В католической политике по отношению к евреям надо видеть помимо прочего и проявление этого страха и реакцию на вызов, которым представлялось еврейство.
С середины ХV века вошли в силу указы о «чистоте крови» в сфере власти, церкви и просвещения, ставящие заслон перед лицами, чьё происхождение не являлось чисто христианским. Таким образом преграждался доступ новым христианам еврейского происхождения в городские советы, школы, университеты, религиозные учреждения, церкви и соборы, армейские учреждения. В 1499 году произошли погромы крещёных евреев в Толедо, после которых и был принят первый указ о чистоте крови. С тех пор начались тщательные расследования происхождения отдельных людей и целых семей, подозреваемых в том, что вместе с еврейской кровью они сохранили еврейские верования и обряды. Эта борьба, принимавшая различные исторические формы, продолжалась вплоть до XIX века.

3. Развитие богословия
И всё же  власть церкви временами ослабевала, и она не могла активно пресекать этот «еретический» диалог. Тогда «перед нами вырисовывается некое подобие семинаров, где евреи выступали в качестве учителей, а христиане учеников. Вместе с тем немаловажно, что, обучая христиан еврейской экзегезе, евреи и сами узнавали от них о христианской комментаторской традиции.» («Еврейская истина» Ора Лимор, Амнон Раз-Кракоцкин)
«Целью подобных встреч была не полемика, а интеллектуальное обогащение и расширение кругозора. Это было стремление к истине – истине текстуальной, а не теологической. Важна была истина как таковая. Их интересовал библейский текст и его адекватное понимание, а не полемика. Целью обеих сторон был обмен знаниями для интеллектуального творчества» (Там же).
(Подробнее об этом)

 

Вернуться на Главную - Израиль и Церковь - следующая тема - предыдущая тема