Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
  Ожидание Субботы

"Ожидание Субботы" №1"Иудаизм в христианском мире"

Кабинет Истории:
       
ТАЙНА ИЗРАИЛЯ

Появление адвентизма,
тема Израиля в богословии первых адвентистов
.

МАПа

Начало девятнадцатого века. Пережиты ещё не все погромы и войны, а значит, мера суда ещё не наполнилась. Но неуловимой мелодией, словно вырвавшись через случайно открытые врата Эдемского сада, над пламенем Субботних свечей, над тихим шорохом потёртых страниц витает вечная надежда. В 1830е годы среди ашкеназов Восточной Европы и сефардов Балканских стран широко распространяются эсхатологические настроения. Они вызваны надеждой на скорый приход Мессии, ожидающийся в 1840 году. Трепет молитв и особое значаение Игдаля с его теперь уже насущными словами: «в конце дней Он пошлёт нам Мессию, чтобы искупить ожидающих окончательного спасения Его». Настойчивое желание ускорить эту встречу, бежать навстречу Ему, непременно успеть вернутся Домой раньше, чем Он придёт туда. Наиболее пламенным проповедником необходимости возвращения в Землю Израиля до Его пришествия становится И. Алкалай, сефард, раввин из тогдашней Австро-Венгрии.

Драматичные картины вековых страданий еврейского народа из книги Даниила под прикосновением веры превращаются в видения близкого будущего и решимость дожить до обетованного срока избавления:
«„на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве
и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?"
И сказал мне: „на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится"...
и сказал он мне: „знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени
А вот и начало отсчета страшного срока -
с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима
» Дан.8:9-17
И что теперь стоит определить дату, которую так жаждет узнать сердце, истомившееся страданием? (Приказ, восстанавливающий политическую независимость Иудеи после Вавилонского плена, был издан Киром в 457 г. до н.э.. Прибавление к этой дате 2300 годов приводило к 1844 г. н.э)
Но прошёл 1840 и уже 1844 год, а «Желаемый всеми народами» (Агг.2:7) так и не пришёл. То ли просто почудилась эта мелодия, то ли мы не так разобрали её слова. Крушение надежд побудило более не ждать пришествия Избавителя, но самим подготовить его. И крупнейшее мессианское движении XIX века становится одним из предтечей сионизма.

Это же разочарование не менее драматично переживали люди, весьма далёкие от иудаизма. Зло и страдание универсальны, и поиски избавления от них рано или поздно приводят всех людей к Единому Источнику. Послушаем воспоминания одного из участников тех событий:

«Подобно Реформации движение возникло одновременно в разных странах христианского мира. В Европе и в Америке люди веры и молитвы, побуждаемые изучать пророчества, читали и перечитывали вдохновенные слова и находили убедительные доказательства, что кончина мира близится. В различных странах стали появляться разрозненные группы христиан, которые вследствие серьёзного изучения Писаний приходили к заключению о близости пришествия Спасителя… Простые, определённые свидетельства Писания под влиянием Святого Духа так властно покоряли сердца людей, что только немногие могли противиться им. …Огромные толпы людей, затаив дыхание, прислушивались к торжественным доказательствам скорого пришествия. Казалось, что небо приблизилось к земле… Никто из участников этих собраний никогда не сможет забыть приподнятой духовной атмосферы, царившей на них…»
Е. Уайт, Великая борьба,
стр. 357,369,370 ориг.

Но вот начало 1845 года. Уже неинтересно смеяться над приверженцами идеи мессианского избавления и над их несостоявшимся вознесением. Жизнь христианской церкви, ненадолго встревоженная нелепыми слухами, возвращалась в привычное русло. Кое-кто ещё ведёт жаркие споры о датах. Но большинство из тех, кто 22 октября 1844 года, в день иудейского Йом Киппура, надел белые одежды, уже не называют себя христианами.

В конце 44 - начале 45 годов появляются богословские труды и размышления тех, кто не стал уходить из церкви и не стал назначать новые даты для исполнения надежд всех народов. Труды трёх человек из этой группы, стали судьбоносными для становления нового движения в христианстве. Хирам Эдсон и Эдмонд Гразье сосредоточились в своём изучении на Послании апостола Павла к Евреям и, опираясь на него, объяснили, что в 1844 году следовало ожидать начало освящения Небесного Храма для последнего служения в нём, а не пришествия Мессии для очищения Земли. Христианство переоткрыло для себя истину о существовании Небесного Храма, утраченную за 2000 лет разделения с иудеями. Лафборо, исследовавший Ветхий Завет, доказал, что весенние праздники библейского календаря (Пасха, Пятидесятница), были исполнены в начале истории христианской церкви, а осенние праздники (Судный день) пророчески указывают на события последнего времени.

К началу 1845 года эта группа ещё не имела ни собственного названия, ни собственной структуры. Но у неё уже была богословская основа, опирающаяся на находку Лафборо, уже было заложено самое начало начал учения Адвентистов Седьмого Дня.
Первые адвентисты не открыли всех истин плана спасения, заложенных в библейском календаре. Каждый решённый вопрос здесь тянул за собой новый, совершенно неожиданный:
- Если не все праздники календаря исполнились, значит ли это, что библейская традиция продолжает нести пророческую весть?
- Каково должно быть отношение христиан к тем, кто продолжает жить по этому календарю?

Тема диалога между адвентистской церковью и еврейской общиной не сразу возникает в трудах первых адвентистов. В первых высказываниях Е.Уайт (Е.Уайт (1827-1915), известная христианская писательница и богослов, чьи труды во многом определили характер адвентистского движения) нет той категоричности и определённости утверждений, которые появляются в её поздних указаниях по этому виду служения церкви. В 1871 году Е.Уайт, направляя письмо в Батл Крик, опишет случай, который произошёл в адвентистском издательстве непосредственно перед этим («Свидетельства», т.3, стр. 206 ориг.). Молодой работник издательства, еврей по национальности, оставил адвентистов из-за некорректного поведения некоторых руководителей издательства. Скорее всего, этот инцидент ухода из церкви был не единственный в своём роде, однако Е.Уайт выделяет именно его. Вероятно, впервые внимание адвентистского руководства заостренно на положении и роли евреев для этого движения. Этот эпизод пока не становится самостоятельной темой в трудах Е.Уайт. На предложение отправить миссионерскую группу в Иерусалим, она ответила, что это только отвлечёт церковь «от обязанностей сегодняшнего дня».

В начале ХХ века в адвентистское движение начинает вливаться много евреев. А затем образуется первая адвентистская община, которая совершает свои богослужения по классической синагогальной литургии. Именно в этот период начинает публиковаться большое количество высказываний Е.Уайт о еврейском народе, которые приобретают всё более конкретный характер. Прежде всего, появляются многочисленные увещевания, побуждающие церковь как можно быстрее и активнее включиться в диалог с еврейским народом. Во-вторых, она выделяет этот вид работы в специальное служение Церкви адвентистов (подробный обзор цитат из трудов Е.Уайт, посвящённых вопросу Израиля, можно найти в приложении книги Ж.Дукана «Тайна Израиля»).
В последние годы жизни в её трудах настойчиво повторяется мысль о пророческом значении этого служения. В 1911 году, за 4 года до своей смерти, она записала:
«…Среди иудеев некоторые, сильные в Писаниях, подобно Савлу из Тарса с изумительной силой начнут проповедовать о незыблемости Закона Б-жьего. Б-г Израилев осуществит это в наши дни. Его рука не устала спасать, и если рабы Б-жьи будут с верой трудиться ради тех, кого долгое время презирали и избегали, Его спасение не замедлит» («Деяния апостолов», 35 гл.).
Согласно представлениям Е.Уайт развитие еврейско-адветистского служения должно было стать одним из признаков приближения Пришествия. В 1917 году, уже после её смерти, были опубликованы её ещё более прямые заявления об этом:
«До конца времени они «будут скитальцами между народами». Но через пророка Осию было сказано, что и у них будет преимущество участвовать в окончательном возрождении при завершении истории Земли, когда Мессия явится как Царь царей и Господь господствующих». («Пророки и цари», 24 гл).
Действительно, теология Израиля, как богословская проблема, в адвентистском движением возникла лишь к концу ХХ века , - после ста с лишним лет после возникновения адвентизма. В поле зрения богословов она появляется после того, как теологи нашего движения библейски обосновывают учение о Небесном Святилище, и, вероятно, становится следующим этапом развития адвентистской богословской мысли и Откровения о Б-жьем плане Спасения.
…В новозаветних посланиях есть утверждения о том, что в христианском мире у Израиля сохраняется своя особая роль, отличная от христианской миссии и её методов, но ведущая к общей с ней цели. Она не заключается в построении Третьего храма, но в сохранении Слова. Кажется, куда как просто. Но медленное перетекание христианского мира в постхритианскую культуру (термин сегодня уже устоявшийся), говорит, что сегодня у нас как-то не хорошо с христианской верой, которая, как известно, растёт от Слова. В еврейской культуре и традиции скрыто ещё много, что стоит разы-скивать как скрытую жемчужину, не отметая целиком все прошлые Откровения, как «распятые со Христом». «Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Матфея 13:52). В христианской теологии всё острее проступает понимание, что без согласования одновременного существования и Израиля и Церкви, любое богословие не может считаться завершённым. Всё острее ощущается пустота в Откровении Слова в том месте, откуда ушёл Израиль. Теология Израиля - этот вызов христианской мысли. Это побуждение к внимательному изучению Писания. Это молитвенное обращение к Тому, Чьё Слово - Истина. Мы все ожидаем нашего Царя. Мы не хотим, чтобы Его пришествие замедлило. Так что же для этого необходимо сделать сегодня нам - иудеям и еллинам?

  Вернуться на Главную "Ожидание Субботы" каталог рубрика "Кабинет истории"
    "Ожидание Субботы" 1 номер