Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
  Ожидание Субботы

"Ожидание Субботы" №3"Постигая страдания"

Кабинет Истории:
       
КНИГА ДАНИИЛА:

Знамения времени

МАПа

Сокрытое (принадлежит) Господу Б-гу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века /Вт.29:29/

Вторая половина XVIII века. Впервые в  истории христианства европейские державы наделяют своих еврейских подданных равными правами с не-евреями. Укоренение идей Гаскалы идет параллельно процессу эмансипации евреев. Ощущение, что начинается «новая» история проникает во все слои общества. Все европейские народы активно заняты поисками своего самоопределения и самовыражения. В 1848 году по Европе прокатилась волна выступлений против властей, получившая название «Весна народов». Что принесут эти  новые тенденции?  Почему в Европе возникли столь значительные перемены? Если бы можно было вопросить Небо с высоты его Вечности осветить происходящее в это время в Европе, как бы оно ответило на эти вопросы? Сегодня мы наверняка знаем, что рассказал бы Б-г на вопрос о событиях того времени, поскольку Его ответ записан в Его Книге:
…и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени. Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. (Дан. 7:25,26)
Огромная система, правящая Европой, страшная для своих же создателей и подданных, лишилась своей власти в строго оговоренные для неё сроки: в 538 году (после уничтожения ариан Италии, активно выступающих против власти католицизма) в Европе было заложено основание теократической власти христианства (католичества), которая просуществовала до 1798 года, когда французский генерал Бертье, вступив в Ватикан  арестовал понтифика и выслал из Рима. Тягостные 1260 лет европейской истории уложились в арамейское выражение «до времени, времён (букв. двух времён) и полу-времени», т.е. в 3,5 периода по 360 лет каждый  (идан - время то же что и год т.е. отрезок в 360 единиц, - такова была протяженность года еврейского и вавилонского календаря того времени. Отождествление самой затяжной и тяжелой власти, выступающей против библейской традиции, с периодом правления в 1260 лет было знакомо уже во времена Храма. По крайней мере, к описанию этого срока в разных терминах книга «Откровение» прибегает 5 раз).
Но книга Даниила оставалась недоступной для евреев и христиан того времени. Для иудеев - в силу галахического запрета (записанного в Санхедрин 97 б), для христиан - потому, что порвав со своим иудейским наследием, они потеряли ключ к библейскому символизму. Поэтому никто не смог воспользоваться её откровениями, чтобы определить своё местоположение на векторе человеческой истории, и неожиданное время свободы каждый использовал, как посчитал нужным. Хотя религиозно-политическая система, господствовавшая здесь более тысячелетия, пала, но её дух и претензии остались так глубоко запечатлёнными в традиции и мышлении людей, что по-прежнему проявляли себя как «власть губить», хотя уже «не до конца». В начале 70-х годов XIX века в разных странах Западной и Центральной Европы сформировались общественно-политические антиеврейские движения. Вместе с ними в новую историю пришло насилие, которое получило особое распространение в России, так что русское слово «погром» вошло в большинство европейских языков того времени. Самое простое решение этой проблемы для евреев Европы заключалось в эмиграции. В первые же месяцы после погромов 1881 года в черте осёдлости возникают и быстро ширятся палестинофильские кружки. В период 1882-83 годов такие объединения складываются в Румынии, Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Австро-Венгрии и США. Члены этих кружков считали алию в Палестину решением еврейской проблемы. Позже деятельность Герцеля придала сионизму организованный характер. Хотя ещё будут споры, обязательно ли местом поселения должна быть Эрец Исраэль, или же допустимы другие варианты. И всё же появление самой идеи Исхода из Европы стало возможным лишь потому, что сила удерживающей их здесь системы ослабла.
Падение религиозной власти, изображённой в книге Даниила «страшным зверем» принесло крах не только политической системе, но и её теократическому мышлению. До этого срока жёсткая консервативность средневековья даже протестантизму не дала признать за отдельным человеком права на религиозное самоопределение: завоевывая территории, реформация требовала от населения безусловного принятия религии своих вождей или князей. Появление и активный рост библейских обществ с начала XIX века зафиксировал появление религиозной свободы, которая давала возможность каждому христианину реализовать свою веру посредством той практики, которая казалась ему наиболее приемлемой.
Этот процесс затронул и еврейские общины. Появились попытки критически оглядеть иудаизм, определить лично своё отношение к традиции и место традиции в своей личной жизни. Обязательно ли соблюдать все галахические постановления, чтобы остаться евреем? Что в иудаизме и еврействе главное, а что второстепенное? Первоначально в герцогстве Вестфальском, в Берлине, Гамбурге и ряде других  еврейских центров (в основном в Германии), а затем и по всей Европе и Америке появляются группы евреев, собиравшихся в реформированных синагогах и совершающих молитвы по новым, упрощенным правилам. Проповеди и молитвы теперь звучали на разговорном языке евреев, а литургия сопровождалась пением.
Среди евреев ширится интерес к христианству, не как стремление ассимилироваться, но как попытка осознать своё еврейство и через эту страницу своей истории. Иосиф Сальвадор («Иисус Христос и его учение: история происхождения церкви», 1838), Авраам Гейгер («Иудаизм и его история», 1863), Генрих Гец («История евреев»,1853-1875) и др. с разных сторон рассматривали «еврейскость» Иисуса и его учения.
И всё же Небо желало открыть человеку, в какой период истории он живёт и чем вызваны процессы, совершающиеся возле него. Поэтому оно предусмотрело ещё одно событие для этого периода:   
А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени;
многие прочитают её, и умножится ведение ". Дан. 12:4 
Как среди христиан, так и среди евреев в конце XVII - начале XVIII века появляются попытки заглянуть в книгу Даниила. Мальбим (Раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл /1809-1879/ –   законоучитель и комментатор Писания), комментируя книгу Даниила, записал:
«Однажды, ещё ребёнком, я отправился с отцом из Волочиска, где мы жили, в Харьков. Быстро утомившись в тряской телеге, я спросил отца на самом выезде из Волочиска: ‘Долго ли ещё осталось ехать до Харькова?’. Отец упрекнул меня за нетерпение и сказал: ‘Малыш, больше не задавай мне этот глупый вопрос!’. Мы ехали несколько недель, из города в город, от одного постоялого двора до другого, но, уязвлённый упрёком отца, я боялся спрашивать, далеко ли ещё до Харькова. И вот однажды, рано утром, отец обратился к одному из извозчиков: ‘Скажи, долго ли ещё осталось ехать до Харькова?’. Я изумился: ведь это был тот самый ‘глупый вопрос’, который отец запретил мне задавать. ‘Глупыш, – сказал мне отец, – когда мы только выехали из нашего города, и впереди оставалось много недель пути, этот вопрос был преждевременным. Но теперь, когда мы уже преодолели весь этот путь и приблизились к пригородам Харькова, этот вопрос стал очень своевременным и уместным’.
Так и здесь, в первых поколениях после разрушения Храма, когда ещё предстояли долгие тысячелетия страданий и скитаний по всему миру, мудрецы Талмуда запретили вычислять сроки конечного избавления. Они поступили так, чтобы евреи не отчаялись, сказав: ‘Возможно ли выдержать такое длительное изгнание?’. Но теперь, когда, благословение Всевышнему, большая часть пути уже позади, и мы стоим на пороге конечного избавления, вполне уместно вычислять его точный срок» (Сарей а-меа 1, 13).

С 1831 году Уильям Миллер (1782—1849)  в публичных проповедях стал обращать внимание христиан на книгу Даниила: 
«Он увидел, что пророчества исполняются в буквальном смысле слова, что различные образы, метафоры, притчи, сравнения и т.п. объясняются или же во взаимосвязи и контексте, или же их смысл раскрывался в других местах Священного Писания, где имеются ключи к их разгадке. «Таким путем я пришёл к выводу, - писал Миллер, - что Библия – это система открытых истин, настолько просто и понятно изложенных, что даже человек с ограниченными умственными способностями не заблудится» (Е.Уайт «Великая борьба», стр. 321 ориг.) «На меня также произвела сильнейшее впечатление, - писал он, - хронология Священного Писания… Я обнаружил, что предсказанные события прошлого исполнялись в указанное время: 120 лет перед потопом … 400 лет скитания семени Авраама … 70 лет плена Навуходоносора … все эти события были пророчески предсказаны  и исполнились с предельной точностью» (Е.Уайт «Великая борьба», стр. 324 ориг.).

Обращение к книге Даниила послужило толчком для более пристального и трепетного изучения библейских пророчеств. Подобно тихой реформации влияние этой книги доныне проникает в разные религиозные группы, и искренние читатели Священных Писаний  начинают анализировать современную действительность через библейские символы и пророчества. Её повествование не заканчивается на рассказе о конце теократической власти в Европе, но продвигается вперед до нашего времени, и идёт дальше, позволяя увидеть за хаотичными событиями современной человеческой истории неизменный и точный ход часов Вечности.   

  Вернуться на Главную "Ожидание Субботы" каталог рубрика "Кабинет истории"
    "Ожидание Субботы" 2 номер