Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
  Ожидание Субботы

"Ожидание Субботы" №3"Постигая страдания"

Кабинет Истории:
       

Девятнадцатое столетие:

«Воздайте славу Творцу»

МАПа

В конце 30-х годов XVIII века в Подолии (современные Винницкая и Хмельницкая области Украины) появляются небольшие группы евреев, смущающих своих единоверцев экстатическими проявлениями веры: их  молитвы выделялись экзальтированным характером, сопровождаются впадением в экстаз; вместо обычного ашкеназского молитвенника они предпочитают сефардский каббалистический ритуал; восторженное созерцание Б-га и ожидание прихода Мессии с минуту на минуту - и традиционное молитвенное служение обращается в танец.  На историческую арену европейского еврейства вступил хасидизм ("учение благочестия" Слово "хасид" на иврите означает "благочестивый") - религиозно-мистическое движение, основателем которого явился ребе Израиль Бааль-Шем-Тов (аббревиатура Бешт). Хасидское движение, совместив в себе восторженное религиозное чувство с мистическим подходом к иудаизму, в короткое время охватило еврейское население Подолии, Волыни, Галиции и большей части Краковского воеводства Польши. Затем он распространился среди евреев Литвы и Белоруссии, Румынии и Венгрии. Широкое распространение хасидизма вынудило вождей раввинизма и еврейского самоуправления, рассматривавших новое учение как разрушителя всего здания иудаизма, ополчиться на его последователей. Новшества, введенные хасидами в богослужении и ритуале, подвели их под категорию отступников от традиций. В Литве в 1781 году для хасидов был повсеместно провозглашен хэрем (отлучение, проклятие). В своем послании вождь литовского раввинизма ребе Авраам Каценеленбоген призывал всех "соединиться и ополчиться на хасидов... губить и искоренять их, преследовать их лично и имущественно, и гнушаться их, как нечистых тварей". Война была беспощадной, и ее участники с обеих сторон были неразборчивы в средствах.
В целом хасидизм оказался беспорядочным процессом. С самого начала он не был однородным движением и состоял из различных групп, объединявшихся вокруг лидера («цадика», адмора или ребе), часто конкурировавших и враждовавших между собой «дворов» и династий. И все же, каким бы странным и сомнительным явлением для иудаизма он не был, своим появлением он отметил, что что-то новое прозвучало в последнем. Исследователи спорят о причинах его неожиданного появления. Мы посмотрим на процессы, протекавшие тогда внутри еврейского общества, через призму пророчеств Священного Писания.

Современную эпоху, - время ожидания Суда и пришествия Мессии, - тексты Писания связывают с распространением призыва прославить Всевышнего.  Согласно Книге книг, Вседержитель, желая подготовить людей к этим грозным событиям, будет побуждать их искать Его и Его славы:  
Воздайте славу Господу Б-гу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою (кн. пр.Иеремии 13:16, так же об этом Пс. 66,96.)
В Новом Завете есть аналогичные тексты:
и говорил он громким голосом: убойтесь Б-га и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. (Отк. 14:7)
Интересно отметить, что автор кн.Откровение для описания этого времени использовал выражения из заповеди о поклонении Творцу в субботу:
а день седьмой - суббота Господу, Б-гу твоему… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил… (Исход 20:11)
Это пророчество сбылось самым точным образом, когда к концу XIX века  среди христианства стал шириться призыв соблюдать субботу как день поклонения, а не воскресенье. Процесс настолько охватил в основном протестантские течения, что после возникновения реакции в среде традиционного христианства, сторонники соблюдения закона Б-жьего смогли организовать отдельное движение, позже названное адвентисты седьмого дня т.е. субботы (от лат. адвентусожидание Пришествия).  
В разные периоды истории в среде христианства уже возникали субботствующие христиане; иногда это были массовые движения. Но никогда призыв  воздать славу Творцу через соблюдение субботы не был еще облечен в термины святилища. Обращалось внимание на то, что перед своим прибытие на землю, Мессии необходимо войти в небесный Храм для совершения суда, чтобы прийти на землю с готовым решением об участи каждого человека:
Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; 
да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные  пред лицем Господа;
ибо идет, ибо идет судить землю.
Он будет судить вселенную по правде, и народы - по истине Своей (Пс. 96:11-13). 
Вот, Господь Б-г грядет с силою, и мышца Его со властью.
Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его (Исайя 40:10).

Весть о начале Суда, согласно предвидениям древних пророк,  должна совпасть с призывом прославить Творца. Именно поэтому в религиозных кругах, как христиан, так и евреев, ширятся харизматические движения, распространяются мессианские и пророческие спекуляции, зарождается спиритизм. Если мы признаем Б-га Творцом всех людей, нам необходимо предположить, что Его Слово, определяющее времена и сроки для всех процессов всего сущего, отзывается эхом в душе каждого. Вопрос лишь в том, что некоторые способны распознать и Голос и слова, а другие улавливают только мотив, который сами наделяют удобным для них смыслом.

Не только религиозный мир конца XIX века размышлял над идеей поклонения Творцу. Господин Времени поставил перед человечеством определенную задачу. Неслышный ход исторических часов человечества, предвосхищенный пророчествами, отсчитал для нас начало нового этапа нашей истории. Воля Неба властно проникала в сердца всех людей, но  воспринятая по-разному вызывала подчас прямо противоположную реакцию. В XIX веке появляются теории, опровергающие идею Творца, единовременного сотворения мира и идентичность современной природы с той, которая была создана. В 1859 году публикуется книга Чарльза Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов». Биологически обоснованная теория эволюции быстро выходит за рамки естествознания и обретает различные формы.  В 50-е годы Герберт Спенсер (1820-1903), один из основателей социологии, занимающийся проблемами эволюции человеческого общества, обосновал свои социологические гипотезы биологическими открытиями. В ни чем не примечательном 1844 году впервые встречаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Расистский дарвинизм, опираясь на антропологию и лингвистику, концентрирующий внимание на физических и нравственных особенностях человеческих рас, перешагнул с идеологических и культурных мостков общества в политические программы партий.

…История человечества, особенно в своих заключительных периодах, подчас так сложна и запутана, что в ней не просто выделить первопричину исторических событий и определить взаимосвязь между ними. Священное Писание оставило короткие и выразительные заметки о каждом этапе нашего прошлого. Но ценность библейского описания человеческой истории не только в том, что оно заранее возвестило о грядущих событиях, но и оставило рекомендации, как подготовиться к ним:
Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Б-г, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного.  Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: „напрасно ищете Меня". Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину.  Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов…  Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Б-га кроме Меня, Б-га праведного и спасающего нет кроме Меня.  Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Б-г, и нет иного. (Исайя 45:18-22)

  Вернуться на Главную "Ожидание Субботы" каталог рубрика "Кабинет истории"
    "Ожидание Субботы" 3 номер