Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Статьи по еврейско-христианскому диалогу
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
Адвентисты о себе
К.Гольдштейн "Иудаизм в христианском мире"   Пауль Липпи
После  изучения богословия в Университетеим. Эндрюса (Andrews), Пауль Липпи (Paul Lippi) поступил в еврейский Университет  Иерусалима, где он  работал аспирантом при профессоре Эмануэле Тове, известном эксперте Септуагинты  и Свитков Мертвого моря.
Ж.Зархер "Что есть человек?"
Ж.Дукан "Праздничные времена"
Ф.Гай "Отрада Субботы"
 
 
   
Пауль прожил в Израиле 23 года и работал служителем в адвентистской общине. Продолжительное время он являлся директором учебного Центра Шалом во Флориде (Центр предназначен для подготовки материалов для евроейско-адвентистского диалога и работой со студентами)
   
   

ИУДАИЗМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

"Шаббат Шалом": Будучи адвентистом, вы более двадцати лет прожили в Израиле, где закончили  Еврейский Университет. Что вы почерпнули для себя из этого отрезка вашей жизни? Изменились ли ваши религиозные представления за это время?  
Пауль Липпи: Что меня поразило в Израиле так это то, до какой степени «религиозные» вещи включены в «нерелигиозную» жизнь. Библейские выражения звучат в каждодневной беседе; на ежедневные обязанности и привычки наложены библейские обычаи, - они  часть повседневной культуры. Для того, кто приехал из секулярного общества, в котором повседневная и религиозная жизнь полностью разделены, постоянное звучание библейских терминов становится музыкой. И для себя я вынес убеждение, что если мы, как адвентисты,честно признаемся себе, что не всё пока понимаем в реалиях Библии, Б-г не покинет нас. Его присутствие среди нас более основательно. И если новые взгляды на знакомые истины вынуждают нас пересмотреть некоторые убеждения, нам необходимо сделать это. Поскольку Б-г благ, Он позволяет нам исправлять наш путь, не забирая Своих благословаений.

"ШШ": Каким вы видите будущие взаимосвязи евреев и адвентистов и, косвенно, будущее адвентизма в протестантской традиции?
ПЛ: Мне кажется с той же скоростью, с какой культурный центр адвентизма постепенно перемещается за пределы Северной Америки, с такой же скоростью растёт и дистанция между нами и протестантской традицией. Наше движение началось среди англо-саксонских протестантов, и их культурное наследие препятствовало в некотором отношении нашим пионерам постигать библейские истины. До недавнего времени в культуре адвентизма центральное место занимала североамериканская традиция. Конечно, всё это время адвентизм обращался к Библии, но это была Библия, изучаемая в контексте уже сформировавшейся религии. Сегодня семья адвентистов становится этнически более разнообразной, поэтому сейчас более легко подметить унаследованные из Америки культурные привычки и исправлять их в свете Слова Б-жьего. Всевышний всегда использовал социальные изменения, чтобы направлять человека к истине. Этот процесс можно проиллюстрировать на тексте 15 главы книги «Деяния апостолов»: консервативные лидеры первой христианской общины придерживались устаревшей парадигмы, пока новая ситуация не вызвала потребности изменить свои теологические взгляды (15 глава Деяний апостолов рассказывает о прениях из-за вопроса, должны ли не-евреи, принимающие Иисуса, предварительно пройти гиюр). Богословие развивается ещё и потому, что меняется политическая и социальная действительность. Этот процесс происходит прямо сейчас в области еврейско-адвентиских отношений. Так как мы более склонны к прагматизму, а не к смиренному изучению Слова, Б-г подчас более эффективно достигает нас через жизненные обстоятельства, чем через Священное Писание. Вопрос места Израиля в заключительных событиях всемирной истории больше не является теологической абстракцией. Социальная действительность вынуждает нас заново обдумать наше духовное сокровище в нехристианском контексте.
Я не хочу сказать, что адвентизм приближается к иудаизму как к своему логическому концу. И иудаизм и популярное христианство - оба являются формами институциализированного неповиновения Творцу. Вместо того, чтобы устранить трагическое разделение ищущих Б-га людей из враждующих лагерей, мы оправдываем наши грехи и возводим вокруг них доктрины. Если христианство начало свой путь с отвержения Торы, – Закона Создателя, - тогда все его последующие изменения в том же духе только усилят этот первоначальный грех. В то время как Б-г милостиво продолжает открывать Себя в пределах обеих традиций, ни одно из них полностью не приняло библейского Откровения.
В эсхатологический «остаток», описанный в Откровении как "соблюдающие заповеди Б-жии и веру в Иисуса», не смогут войти сторонники ни популярного иудаизма ни популярного христианства. Иудаизм сохранил понимание непреложности заповедей Создателя, но исключает служение Иисуса. Христианство исповедует веру в Иисуса, но не собирается повиноваться заповедям Всевышнего.  Согласно Новому Завету в «остаток» войдут те, кто переступит через историческую границу иудаизма и христианства. Обеим традициям есть что позаимствовать друг у друга – истины, которыми они сами когда-то владели, но утеряли. Я не думаю, что большинство адвентистов сегодня рассматривают «остаток», как привилегию исключительно христианства.  

"ШШ": Учитывая специфическую связь между иудаизмом и адвентизмом может ли в среде последнего находиться антисемитизм? Если да, как Вы объясните этот парадокс?
ДЗ: Исторически сложилось, что центр самоопределения христианина - в отвержении Израиля. Однако практически адвентисты являются этнически разнообразной группой людей, которые искренне полагают, что каждая форма расизма или расового предубеждения  - серьёзный грех. Антисемитизм, с которым я столкнулся среди адвентистов – это больше вопрос нечувствительности и невежества, чем злонамеренной теории. Я никогда не сталкивался с бешеным антисемитизмом в адвентизме, но я знаю евреев, которые оставили наши общины потому, что они не хотели слушать антисемитские высказывания с наших кафедр или находить их в наших публикациях. Мы более виновны в безразличии, чем в личной враждебности. Адвентизм страдает от недосказанности нашего богословия. Большая часть теологии Израиля не была выработана самим адвентизмом, но являлось частью нашего христианского наследия. К счастью, можно прикоснуться к откровению Всевышнему на личном уровне при наличие некоторых ошибочных понятий. Это, конечно, не отменяет священного обязательства исправлять недочёты богословия. Мы должны добиваться согласования своих жизненных позиций с уже открытой нам волей Создателя о нашей жизни.

"ШШ": На ваш взгляд, каковы самые существенные особенности адвентизма, которые делают его близким иудаизму?
ДЗ: И Иудаизм и адвентизм почитают Тору. Адвентизм построил красивое богословие на идее вечности Торы. Мы избежали христианской ошибки отказа от заповеди, но мы не избежали христианской эсхаталогической лингвистической традиции, которая всё ещё препятствует дальнейшему постижению Торы. Мы - первая с первого столетия большая группа язычников, которые полюбили Б-га Торы. Потенциально это может стать точкой соприкосновения с еврейским народом, если мы научимся говорить об этом в библейских терминах.

"ШШ": Как Вы объясняете эту специфическую связь?
ДЗ: Я могу приписать её только действию Святого Духа, направляющего движение Пришествия, потому что исторически не было никакого диалога между пионерами адвентизма и еврейским народом.

"ШШ": Знают ли евреи адвентистов?
ДЗ: Судя по моему опыту, большинство  американских евреев слышало об адвентистах седьмого дня, но большинство израильтян  - нет. Другой вопрос, как евреи относятся к нам. Их восприятие адвентистов кажется поверхностным и весьма отрицательным, поскольку мы воспринимаемся ими как группа христиан, присвоившая некоторые еврейские символы. Пока адвентисты седьмого дня будут продолжать определять себя исключительно в пределах христианской структуры, для еврейского народа будет сложно увидеть свою связь с нами. Для Израиля сложно смотреть поверх нашего христианства достаточно далеко, чтобы увидеть нас такими, какие мы есть. Стереотипы – это то, от чего страдают не только евреи.

"ШШ": Знают ли адвентисты об их связи с еврейским народом?
ДЗ: Если только они не имеют еврейских родственников или друзей, большинство адвентистов не соприкасаются с евреями. Адвентисты, конечно, знают о библейских евреях, потому что ежедневно  читают о них. Большинство адвентистов уверенны, что последнее «доброе», что пришло от евреев – это Иисус, а после Него, Создатель уже не нуждался в этом народе. Адвентисты мало знакомы с постбиблейским вкладом Израиля в их собственную религию, благодаря которому протестантская реформацию стала исторически возможной. На исходе средневековья христианство  снова заимствовало  у иудаизма Библию со всеми культурными ресурсами, необходимыми для понимания её смысла (искусство исторической и буквальной интерпретации, грамматического анализа, лексикографии, традицию произношения). Адвентисты не осознают, что только благодаря служению еврейского народа в постбиблейское время они могут держать сегодня в руках свои переводы Писания.

"ШШ": Чему евреи могли бы научиться от адвентистов, что усилило бы их самовыражение как  евреев?
ДЗ: Еврейскому народу следует возвратить своё миссионерское рвение. Историческая причина отказа иудаизма от проповеди не-евреям, понятна, но в современном светском мире эта тенденция должна быть изменена. В большинстве стран практика иудаизма больше не запрещена и не подвергается преследованиям. Еврейское вероисповедание нуждается в осуществлении прямой конфронтации с язычеством. Иудаизм слишком долго развивался только как отрицание христианства. Он должен выйти из-под христианской тени, и возвратить себе собственный голос. Как Адвентисты мы не можем представить, что личная вера человека замыкается только на собственном сообществе верующих, и не обращается за её пределы, чтобы расширить Царство Всевышнего. Еврейский народ не должен ограничивать свою духовную жизнь. Тора – живое сильное откровение, которое ищет своего выражения. Импульс миссионерства здоров и нормален, и его нельзя счесть чуждым духу иудаизма. В течение эпохи Второго Храма приводить прозелитов "под крылья Шехины" считалось очень «по-еврейски». Это должно повториться.

2004.
Для журнала «Шаббат Шалом»

Вернуться на Главную - Открыть эту тему