Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков

Знакомство с Библейским календарём

(библейский календарь в истории Израиля)

Библейский календарь

 

«Площади времени»
Знакомство с Библейскими праздниками
:

БИБЛЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ДО АВРААМА

Знакомство с еврейскими праздниками

Человек из Ура халдейского(календарь Древнего Востока)

Библейский календарь в христианское время

Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности... Пс.78:2

Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - в Мессии. Кол.2:16,17

Библия не даёт возможности точно проследить историю возникновения календаря. Однако небольшие замечания её авторов позволяют составить последовательную картину его утверждения. Известно, что первый временной отрезок,– «день и ночь», - Творец установил в согласии с небесным отсчётом времени, т.к. первые трое суток на Земле были отмерены Светом от Его престола. Помимо недельного членения времени (от субботы до субботы) при творении Адам получает деление времени на года:
И сказал Б-г: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт 1:14).
Чтобы определить начало следующего года Адаму необходимо было знать или количество дней в году или количество месяцев (и число дней каждого месяца). Библия поясняет нам, что библейский календарь, согласно  Быт. 1:16,  от начала ориентировался на два небесных тела:
И создал Б-г два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью.
Однако между лунными месяцами и солнечным годом не существует четкого соотношения: лунный год длится 12,368.. солнечных месяцев. Поэтому число месяцев в библейском году не могло быть постоянным. Не могло быть постоянным и число дней в месяце, поскольку солнечный месяц содержит в среднем 29 дней 12 часов 44 минуты 2,78 секунды. Согласовать эти два несоответствия стало задачей человека, который принял решение следовать Б-жественному распорядку времени.  Поскольку продолжительность лунного месяца заключена между 29 и 30 днями, каждый календарный месяц должен содержать либо  29 дней (неполный месяц) или 30 дней (полный месяц). При заходе солнца на исходе 29-го дня месяца необходимо было следить, появится ли новая луна. Если луна появлялась, тогда текущий месяц был неполным (т.е. состоял из 29 дней), а следующий день считался первым днем следующего месяца. (Если же и на тридцатый день новая луна не появлялась, следующий день, независимо от наблюдений, считался первым днем нового месяца, так как на 31 день новая луна заведомо должна появиться, даже если этого никто и не видел.) В Библии  отсутствуют какие либо ссылки на процедуру наблюдения фаз луны.  Однако такие наблюдения были известны всем народам на древнем Востоке. Не всегда удается восстановить древние ритуалы брака, инициации.   Но клинописные тексты изобилуют описанием календарных обрядов, которые почитались важнейшими для поддержания космического порядка в отдельно взятом городе или государстве. Народы Древней Месопотамии понимали ритуал главным образом именно в календарно-астрологическом контексте.
Для чего бесконечный Б-г при творении дав тогда еще безгрешному, т.е. бессмертному, человеку беспредельную возможность познавать Себя на протяжении веков, повелел разделять эту вечность на временные отрезки? Творение нашей планеты, её устои, порядок и сама её жизнь от начала имели одну цель: Ибо что можно знать о Б-ге, явно для них, потому что Б-г явил им.  Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Б-жество, от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим.1:19-20). Планета изначально создавалась такой, чтобы за её обликом и течением её истории Творец мог рассказать Свою историю и продемонстрировать принципы Своего Царства и управления. Время планеты, которое нанизывало на себя всю её летопись, также призвано было «свидетельствовать о Нем» (Ин.5:39). Строение недели, при творении описанное более подробно, чем остальные отрезки времени, показывает, что изначально Творец строил время планеты по простому принципу: череда безымянных периодов должна была приводить к торжественному дню особого откровения Господа (к субботе). Так же бы организованно деление на месяца (29 или 30 дней приводили к новомесячью) и года (дни года заканчивались праздником, от которого шел отсчет следующего года). Стоящий в череде остальных и внешне похожий на другие день оказывался целью всего предыдущего порядка и средоточьем высокого Откровения. Так время нашей планеты свидетельствовало о Том, ради откровения о Котором был сотворен наш мир и мы сами:  И сказал Б-г: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они… над всею землею… (Быт. 1:26). Наша планета была призвана свидетельствовать о Мессии, - видимом и понимаемом явлении невидимого и непознаваемого Б-га:  Б-га не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил  (Ин. 1:18, также   Ин. 14:9).  Время нашей земли также было организованно рассказом, пророчеством о Нем, - о Том, кто казалось бы не отличался внешним видом от сотворенных (нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида,… Ис.53:2), но был высшим Откровением, ради и по воле Которого и возник мир: Который есть образ Б-га невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1:15-17).
Знаковые рубежи времени этой планеты (при творении - субботы, начала месяцев и годов) – также становились средоточьем их проповеди о Нём: Небеса проповедуют славу Б-жию, и о делах рук Его вещает твердь.  День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание (Пс.19:1-2)

Единственным библейским годовым праздником, который мог отмечаться после творения, было Новолетье. Новолетье (в еврейском календареראש השנה  – Рош-hаШана, букв. начало (голова) года) отмечало время появления человека  или шестой день Творения планеты и приходилось на осень, поскольку земля и человек были сотворены совершенными, т.е. готовыми уронить семя. Новолетье отмечалось  в первый день первого месяца, который в еврейском поствавилонском календаре получил название тишрея. Наличие этого праздника подтверждает история Потопа. Из библейской истории известно, что во время Потопа время измерялось месяцами, каждый из которых не имел своего названия, но лишь порядковый номер, т.е. в этот период существовало строго установленное начало года, от которого велось исчисление. Единственным событием в истории Потопа точно совпадающим с датами постсинайского календаря, становится день прекращения Потопа: согласно библейскому тексту, оно произошло как раз на Новолетье:  Шестьсот первого года к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли (Быт. 8:13). Помимо новомесячий Ной также использует деление времени по седмицам (Быт.8:8-12).

Закручивая человеческую историю вокруг Своего календаря, Вышняя Мудрость все более открывала Себя.  Соединив праздник творения с завершением потопа Творящий Б-г явил Себя и всевластным Судьёй всего сущего.  А полное восстановление планеты от греха для человека теперь сливалось с рассказом о её новом творении:  и отрет Б-г всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.  И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (Отк. 21:4-6).

Эта же дата календаря оказалась связанной еще с одной трагической историей нашего рода. Жертвоприношения Каина и Авеля, разделившее детей Адама на два лагеря, согласно традиции также произошло в дни Новолетья. Именно этот годичный праздник провел разделительную черту между праведником и нечестивым, между служащим Б-гу и не служащим Ему (Мал.3:18).
Спустя несколько времени (מקץ ימים
), Каин принес от плодов земли дар Господу… (Быт. 4:3)
מקץ ימים
, буквально в конце дней.  В таком значении сочетание מקץ встречается, например, во Вт.15:1 (также Иер.31:14) при описании прощения Судного дня, и во Вт.31:10 при описании Кущей, которые также входят в единый цикл осенних праздников, начинаемых Новолетьем (можно предположить, что изначально вся типология нового творения и суда была привязана к одной дате – Новолетью, чьё празднование длилось не один день, а позже единое пророчество, всё более детализируясь, уже распалось на  несколько праздников, следующих в осеннем календаре друг за другом). Полную цитату מקץ ימים можно найти в Иер.42:7 в летописи событий, произошедших в Судный день; в Иер.13:6  дата связана с завершением суда над Израилем (праздник Судного дня пророчествует именно о завершении суда); этой же датой отмечен уход Илии от Израиля к Сарепте языческой (3 Цар.17:7). (Еще однажды это выражение встречается во 2 Цар. 14:26 при описании пострижения волос Авессаломом; иудаизм сохранил обычай знаменовать окончание траура приведением внешнего вида в порядок, 2 Цар.12:20.)

События Потопа еще более упорядочили календарь. Календарь по замыслу Всевышнего от начала выполнял пророческую функцию: сказал Б-г: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен… (Быт. 1:14). Теперь, после  первого опустошения грехом планеты, творец захотел еще более привязать его к человеческой истории, склонной к забвению. По завету, заключенным им с Ноем, Господь взял на Себя обязательство сделать зацепки для человека за Его календарь еще более рельефными. Согласно библейской истории, после этой катастрофы на Земле  стали сменяться времена года: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (Быт. 8:22). Это позволило дополнительно привязать календарные даты к сезонам года и к аграрным работам, и исключило «плавание» праздников по месяцам.  
При решении вопроса о том, состоит ли год из 12 или из 13 месяцев для согласования календаря, выстроенного по движению луны, с солнечны циклом,  руководствовались теперь не только положением солнца, но процессом роста и созреванием фруктов и зерновых. Известно, что вопрос о дополнительном месяце во времена Второго Храма решался в Адаре, после которого обычно идет Нисан. Если признавалось, что год состоит из 13 месяцев, это объявилось до конца Адара, и следующий за Адаром месяц назывался не Нисаном, а вторым Адаром. Вероятно, и в первые тысячелетия истории человека вопрос о дополнительном времени для согласования календаря с движением солнца принимался также весной, поскольку древние календари Месопотами сверяли начало года с днем весеннего равноденствия (по еврейскому календарю он выпадает на нисан).

В жизнеописании Авраама не приводится ссылок на какое-либо летоисчисление. Хотя, безусловно, Авраам был знаком с делением времени, поскольку Б-г определил срок Исхода и в поколениях и в годах (Быт. 15:13,16) Однако еврейская традиция утверждает, что Авраам был знаком с календарём, которым в дальнейшем пользовались его потомки. Так, РАШИ в своих комментариях к Торе записал, что события 18 главы Бытия, произошли на Пейсах, именно поэтому во время приёма небесных гостей подавали только пресный хлеб (Быт.18:6). Согласно устной традиции, жертвоприношение Исаака на горе Мориа также произошло 14 нисана. Мы можем сомневаться в достоверности устной передачи, однако в последнее время появились исторические свидетельства того, что календарь, который позже был описан в 23 главе книги Левит, люди знали задолго до Авраама. Например, таким календарём пользовались шумеры. Чаще всего шумеры не использовали тех же обрядов и символики, к которым позже стали прибегать евреи, поэтому библейский календарь не мог быть простым подражанием шумерскому, т.к. при заимствовании традиции воссоздаются именно зримые обряды, а не внутренняя сущность праздника (Интересно, что шумерам был известен даже такой праздник, как Пурим, который был не известен евреям при Исходе из Египта.)  

Можно сделать предположение, что отсчёт времени, которым пользовались Адам, Ной, Авраам, каким-то образом оставался связанным с отсчетом времени Небесного престола и с событиями, которые происходили возле него и также были привязаны к определённым срокам,  «потому что Б-г не есть Б-г неустройства» (1Кор.14:33). Исследуя жизнь этих трёх мужей, мы можем заметить, что все важные откровения Б-га человеку происходят в вечернее время (Быт.3:8; 8:11,15:10-12). Традиция приписывает время заключения завета между Авраамом и Б-гом (Быт. 15 гл.) ко времени вечернего, наиболее значимого, жертвоприношения в Храме, … который еще не был построен. Пророк Даниил также отметил, что ангел Гавриил приходил к нему во время вечерней жертвы. Хотя во времена Даниила на земле также не существовало Храма, однако Небо в своём служении Земле действовало по его расписанию. Можно предположить, что и время и календарь, которым пользовались патриархи, каким-то образом отражали события и служение у Небесного престола, от Света которого впервые началось отсчитываться время на Земле.

Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мат.18:18), - т.е. вы будете иметь виденье происходящего на Небе с тем, что бы установить это же порядок на Земле. Это правило, – увидеть небесное, чтобы повторить его на земле, – было основополагающим в решение всех религиозных вопросов, в том числе – установки календаря. Объявление о новомесячье, прибавление дополнительного месяца к году исходило из показаний наблюдателей за небом и из их согласования с сельскохозяйственными сезонами. Календарь, как и всякое библейское Откровение, был вестью свидетелей.  Лишь в 4 веке, после издания указов о выселения иудеев с территории Иудеи и Галилеи, когда возникла угроза лишиться наблюдать появления нового месяца в стране Израиля с тем, чтобы передать об этом в остальные страны диаспоры, иудейские мудрецы приняли решение закрепить календарь строгими математическими расчетами. Гилель хаНаси, последний глава Синедриона (который он возглавлял с 330 по 365 гг.н.э), составил календарь, который используется по сей день. Года были объединены в 19летние циклы, в которых было 7 високосных годов (т.е. имеющих по дополнительному месяцу). До этого срока календарь устанавливался только по визуальным  наблюдениям.

 

Вернуться на Главную