Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков

Знакомство с Библейским календарём

(библейский календарь в истории Израиля)

Библейский календарь

 

«Площади времени»
Знакомство с Библейскими праздниками
:

БИБЛЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ В ХРИСТИАНСКОЕ ВРЕМЯ

Знакомство с еврейскими праздниками

Библейский календарь до Авраама

Человек из Ура халдейского(календарь Древнего Востока)

 

Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности... Пс.78:2

Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - в Мессии. Кол.2:16,17

Новый Завет не оставил ни каких специальных указаний об изменении календаря. И все же на его страницах, как и в первых главах Бытия можно найти свидетельства о сохранении древнего календаря первыми христианами. Обратимся к истории одного миссионерского путешествия Павла.
Тогда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию.  Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим.  Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде.  А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. (Деян 20:3-6).
Итак, апостол Павел и евангелист Лука, который записал эту историю, по пути в Сирию задержались в городе Филиппы на опресночные дни. Опресночные дни, восемь дней начиная с 14 нисана, это время трех праздников Господних (Пасха, праздник первого снопа, праздник опресноков). Текст не говорит, что они делали в течении опресночных дней, почему они ждали, пока эти дни закончатся, чтобы отправиться далее и присоединиться к основной евангелизационной группе, направляющейся в Сирию. Но зная, что  речь идет об иудеях, об апостоле Павле, который в конце книги Деяний делает заявление, что он ни в чем не нарушил Закон (Деян.26:1) и отеческих преданий (Деян.28:17), можно догадаться о причине этой задержки. Эту точку зрения подтверждает известный христианский писатель:
В Филиппах Павел остановился, чтобы отпраздновать Пасху. С ним остался один Лука; другие сопровождающие пошли в [391] Троаду и ожидали его там. Филиппийцы более всех обращенных были исполнены любви и искренности, и в течение восьми дней праздника апостол наслаждался миром и радостью в общении с ними (Е. Уайт, «Деяния апостолов», 390-391 стр. ориг.).
Павел остановился в Филиппах для празднования Пасхи. Эти восемь опресночных дней Павел провел не один, но с верующими филиппийской церкви. Кем были эти люди?  …оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония (Деян. 16:12).  Город Филиппы расположен в Греции, далеко за пределами Иудеи; его население, преимущественно, составляли язычники.  Именно здесь, в Филиппах, Павел подвергся наказанию за то, что распространял иудейские обычаи среди римских граждан: Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.  И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город   и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. (Деян 16:19-21).  В Филиппах Павел остановился у христиан из язычников. И вместе с ними он провел эти праздничные дни.

Из истории церкви известно, что первые христиане трепетно сохраняли  обычаи и поучения библейских праздников почти до 4 века н.э. Наиболее проникновенные воспоминания о борьбе за сохранение этой библейской традиции оставил для нас Евсевий Кесарийский (ок. 265 - ок. 340),   епископ и первый историк Церкви. (Сегодня его называют "отцом церковной историографии", поскольку в отличие от своих предшественников \Егезиппа, Юлия Африкана и др.\ он пытался придать своему труду характер полноты и систематичности. Огромную ценность представляет его "Церковная история", потому что в ней он привел выдержки из многих утраченных текстов. Только из сочинений Евсевия мы знаем о книгах Папия Иерапольского, Егезиппа и других раннехристианских писателей, проливающих свет на происхождение Евангелий. Евсевий сохранил многих преданиях, касающихся апостольского времени и общин 1-2 вв., об апостолах Иоанне, Фаддее, Иакове и др.). В Его труде «Церковная история», например, мы находим следующее воспоминание о праздновании Пасхи первыми христианами: 
Главой асийских епископов, настаивавших на том, что следует соблюдать издревле переданный обычай, был Поликрат. В письме к Виктору и к Римской Церкви он так говорит о предании, дошедшем до его времени:
…(2) "Мы строго соблюдаем этот праздник, мы ничего не прибавляем, ничего не убавляем. В Асии покоятся великие светила веры, которые восстанут в день пришествия Господня, когда Он во славе сойдет с небес и разыщет всех святых: Филиппа, одного из двенадцати, который покоится в Иераполе, двух дочерей его, состарившихся девственницами, и еще одну его дочь, жившую в Духе Святом, почивающую в Эфесе; (3) Иоанна, возлежавшего на груди у Господа, бывшего священником и носившего дщицу, свидетеля и учителя, (4) который почивает в Эфесе; и Поликарпа Смирнского, епископа и мученика, и Фрасею, епископа и мученика Эвменийского, который покоится в Смирне. (5) Говорить ли о Сагарисе, епископе и мученике, который покоится в Лаодикии, о блаженном Папирии, Мелитоне евнухе, целиком жившем в Духе Святом, почивающем в Сардах, ожидая пришествия с небес и воскресения из мертвых. (6) Все они праздновали Пасху в четырнадцатый день (лунного месяца) по Евангелию, ничего не преступая и следуя правилу веры. И я, Поликрат, самый малый из вас, поступаю так, как передано мне моими родственниками, им следую. Семь человек моей родни были епископами, я восьмой. И всегда родные мои справляли этот праздник, когда народ не употребляет квасного
хлеба. (7) Я, братья, прожил шестьдесят пять лет в Господе, пребывал в сношениях с братьями во всей вселенной, прочитал все Священное Писание и никаких угроз не испугаюсь, ибо большие меня сказали: "Повиноваться следует больше Богу, нежели людям".
(8) Затем он пишет о епископах, бывших с ним, когда он писал, и с ним единомысленных: "Я мог бы назвать всех присутствующих епископов, которых вы посоветовали мне  созвать; я и созвал их. Если я напишу все их имена, то выйдет великое множество. Они знают, как я мал и ничтожен, но согласились с моим письмом, зная, что не кое-как дожил я до седин, а всегда устраивал свою жизнь, следуя Христу"… (Церковная история, Пятая книга,  24 глава)

Постепенно христианство отказалось от библейского календаря. Этот процесс шел в нём одновременно с отвержением Закона Б-жьего и введением празднования воскресного дня. Почитание субботы из Десятисловья и библейский календарь одинаково считались опасной иудейской ересью и жестоко преследовалось. Причем именно отклонение праздников, в частности библейской Пасхи, стало основой для введения почитания первого дня недели. Современный католический историограф пишет об этом следующее: «Христианским праздником по преимуществу, существовавшим с самого начала и довольно долго остававшимся единственным, была Пасха с последующими днями до Пятидесятницы. На Пасхальном таинстве основывался и характер празднования воскрестного дня, оно отражалось и в Пятидесятнице.» (Йозеф Лортц «История церкви» т.1 п.19.6).
«Христиане Малой Азии, следуя иудейской хронологии и опираясь на авторитет апостолов Иоанна и Филиппа, праздновали христианскую Пасху постоянно 14 нисана… Римская церковь, также ссылаясь на древний обычай, напротив, отмечала смерть Иисуса всегда в пятницу, а воскресенье – в первый день недели, после мартовского полнолуния. Почти все остальные церкви согласились с римской в данной ситуации, и уделяли основное внимание факту воскресенья в воскресенье.» (Филип Шафф, «История христианской церкви», т.2. п.62)
Отказ от иудейского календаря христианской церковью признается историками знаковым событием в установлении главенства Рима над совестью верующих: «Ситуация продолжала оставаться необычайно острой вплоть до конца века, когда епископом Римским стал Виктор (годы правления 189-199), предавший анафеме за этот конфликт церкви Малой Азии. Этот эпизод представлялся важным не только потому, что обсуждался такой великий праздник как Пасха, по и потому, что он высветил все возрастающую роль епископа Римского.» (Джеймс Норт, «История церкви», гл.5)
«В течение III века римская практика укоренилась повсюду на Востоке и, предвосхищая конечный результат, икейский собор 325 г. утвердил её как закон для всей церкви. Собор постановил, что христианам не подобает следовать обычаю неверующих, враждебных иудеев, и велел праздновать Пасху в первое воскресень после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (21 марта), и всегда после иудейской пасхи… После этого квадродециманы (т.е. стоящие за празднование 14 нисана) стали повсюду считаться еретиками и наказываться как таковые. Антиохийский синод 341 г. отлучил их от церкви.» (Филип Шафф, «История христианской церкви», т.2. п. 62)

Об этой печальной странице истории предупреждал еще пророк Даниил: и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (Дан. 7:25). Но Господин Времени посчитал необходимым восстановить для нас ту часть откровения, которую нес в себе библейский календарь. В последние дни истории земли праздничные времена должны будут снова возвысить свой пророческий голос:
так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.   Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;   и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; [и каждый] [скажет]: пойду и я.   И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.   Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог (Зах. 8:18-23). 
Последняя фраза из пророчества Захарии (Зах.8:23) является расширенной вестью Исаий о пришествии Мессии (Ис.7:14). Действительно, каждый библейский праздник своими ритуалами из Письменной или Устной традиции рассказывает о какой-то стороне Его служения для потомков Адама. Но не столько о том, что Он сделал для нас, - как уверенны большинство верующих людей, - сколько о том, что Он намерен сделать с нами в дальнейшем.  Как и любое другое пророчество, праздники  были сохранены Б-жественным провидением в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10:11). Именно с этой позиции нам представилось необходимым описать их. Любой праздник, раскрывая определенную часть деяний Мессии, как и направление всего календаря, устремляет наше внимание, прежде всего, на заключительные этапы Великой борьбы, участниками которых, быть может, предстоит стать и нам.

Чтобы нагляднее представить, через образы каких библейских историй и о каком времени пророчествует праздник, мы объединили их в одну таблицу, беря за основу время их появления:

Пейсах (ночь с 7.14. на 7.15.)

Опресноки (7.15-22.)

Первые плоды (7.16.)

Пятидесятница
или Шавуот
(через 7*7
дней после Пасхи)

Рош ха Шана или Новолетье (1.1)

Праздник труб или дни трепета
(1.1-10.)

Йом Киппур
или Судный день (1.10.)

Суккот или Кущи
(1.15-21)

До Исхода из
Египта

Сотворение человека,
убийство Авеля,
завершение потопа,
жертвоприношение Исаака (дата известна из устной традиции)

В связи с Исходом

Исход            

Пресный хлеб по выходу из Египта

 Приход к Обетованной земле и отказ от манны

Дарование Закона на Синае

 

Моисей спустился с Синая со вторыми скрижалями

Время странствования по пустыни.
Начало строительства скинии.

Время Храма

Принесение пасхальной жертвы

Еда без закваски

Приношение омера нового урожая

Завершение счета омера

Новолетье. Перенесение ковчега в Первый Храм и начало жертвоприношений в нем (3 Цар.1:1-4).
Начало жертвоприношений во Втором Храме  (Езд.3:1-3,6)
Исход из Вавилона с Ездрой (Езд.7:9)
Гибель Годолии (Иер.41 гл)

Весть о Судном дне

День Суда и очищения Святилища.

Воспоминание о пустыни Египта

Время Нового завета

Смерть Иисуса

«Обновление жизни» без «закваски порока»

Воскресение вместе с Мессией нескольких праведников в Иерусалиме

Сошествие Св.Духа на первоапостольскую церковь.

Начало Небесного Суда и весть о нем

 Последний призыв Неба земле
(Отк.14:6-12)

Завершение Небесного Суда, начало излитие судов Б-жьих на землю

«Бедственное время Иакова» накануне Второго Пришествия

Медленное приближение Иисуса на облаках при Втором Пришествии

 

Открытие Закона на Небе (Отк.11:19), воскресенье мертвых,
гибель планеты

Тысячелетнее Царство

Новая Земля

Пересотворение  нашей планеты

 

Пророк Исайя, описывая будущую Землю, упоминает о том же делении времени, которое существовало еще при Адаме: новомесячья и субботы (Ис.66:23. Есть ещё один текст в Библии, который подтверждает празднование новомесячий на обновленной Земле - Откр.22:2) Можно предположить, что если  при Адаме новомесячья отмечали приход Новолетья – праздника Творенья, то на искупленной Земле они будут отмерять срок до Пасхи, – Вечери искупленных, Мессианского «пира».

 

 

Вернуться на Главную