Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские праздники

Скорбь 9 ава

МАПа

«Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной…  Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего - знание. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою (Пс. 49:1-4).
И поучал их много притчами  (Мат. 13:3).
Б-г, желая быть доступным и понятным, старался говорить со Своим творением на ясном для них языке, стремясь заинтересовать их Своими истинами и побудить к их исследованию. Возмущение сатаны вызвало много вопросов у обитателей всех миров. Чтобы рассказать им о Своем отношении к творению, Вседержитель начинают Свою самую известную притчу  - творение нашей Земли. Он сделал всё весьма хорошо. У нашего многогранного мира была одна особенность: Б-г сотворил нашу планету похожей на место Своего откровения для жителей Вселенной. Творя Землю, Он создал копию Своей небесной Обители. О нашей планете записано, что она была и однажды вновь будет скинией, т.е. Храмом Творца Вселенной, местом явления Его славы для её разумных обитателей: услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Б-га с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Б-г с ними будет Б-гом их (Отк. 21:3). Небесный Храм, место Откровения Б-жьей славы на Небесах, видели многие пророки: Захария (по крайней мере, 1,3,4,5 главы описывают предметы святилища и происходящее в нем), Амос (9:1), Исайя (6 гл.), Давид (Пс.11:4), Аввакум (2:20), апостол Иоанн. О том, как выглядят чертоги Б-жьей славы, предназначенные  для встречи с сотворенными разумными обитателями Вселенной, наиболее подробно нам известно из книг Моисея, которому было поручено построить на Земле копию небесного Храма:  
как показано тебе на горе, так пусть сделают (Исх. 27:8, также 27:8, 26:30, 25:40,9). Давайте вспомним, когда Моисей увидел Небесный Храм, место обитания Славы Б-жьей?
и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака… Моисей вступил в средину облака и взошел на гору  (Исх. 24:16 – 18). 
Моисей увидел Небесную скинию после шести дней ожидания, точно также как когда-то небожители впервые увидели нашу Землю:
…ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20:11).  Окончание творения планеты и завершение строительства скинии Священное Писание описывает одинаково:
Так совершены небо и земля и все воинство их.  И совершил Б-г к седьмому дню дела Свои, которые Он делал… (Быт. 2:1-2). 
так кончена была вся работа для скинии собрания; и сделали сыны Израилевы всё: как повелел Господь Моисею, так и сделали (Исх. 39:32). 
Результаты творения планеты и строительство скинии также описаны одинаково:
увидел Б-г все, что Он создал, и вот, хорошо весьма… И благословил Б-г седьмой день (Быт. 1:31,2:3).
увидел Моисей всю работу, и вот они сделали ее: как повелел Господь, так и сделали. И благословил их Моисей (Исх. 39:43).
Строительство скинии для обитания Б-га повторило строительство Земли для обитания человека.  
Вероятно, не случайно дом для Б-га и дом для человека оказались похожи. Вседержитель знал, что жители этого мира будут единственными, кто также как и Он узнают, что такое боль, смерть, потеря. Он стремился к тем, кто был похож на него… в страдании. Созидая планету, Он творил место, где хотел пребывать Сам. Он знал, что создает жертвенник. Поэтому на этой планете было все, что помогало лично Ему переживать боль и утешаться в страдании.

Земля многое потеряла после грехопадения её хранителей. Но когда мы предчувствует беду, тогда неясные ощущения, что когда-то у человека было место, где он пребывал в покое и безопасности, заставляет нас искать и требовать у Неба отчета в нашем положении. Сегодня мы вспомним историю одного человека, который стремился увидеть эту безопасную обитель Господа для потомков Адама, и у него были для этого серьёзные причины.

Эта библейская история начинается с обращения Б-га к отдельному человеку по имени. Поэтому, вероятно, она будет касаться только тех из нас, кто уверен, что Б-г лично знает его имя. Эти люди не удивятся тому, что Б-г любви, милосердия, спасения однажды может сказать: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22:2).
Такое событие Писание обозначило глаголом наса, נסה
, искушал – в синодальном переводе: И было, после сих происшествий Б-г искушал Авраама (Быт. 22:1). Это глагол собственно обозначает прикосновение к чему либо, чтобы на собственном опыте узнать все его качества. Б-г знает будущее, и ему нет нужды испытывать человека. При соприкосновении Б-га и человека, не Б-г узнаёт что-то новое о человек, но человек… о себе. 
ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Б-г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Б-га вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей (Вт. 13:3).
Человек должен узнать, что у него на самом деле находится в том месте души и сердца, какое, как ему кажется, он отвел место Б-гу. Иногда глагол ниса образуют от корня несзнамение, получить знамение, знак.

История связывания Исаака, как традиционно называют события 22 главы Бытия, получает завершение в Вирсавии: И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии (Быт. 22:19-20). Но где начинаются эти события? Где находились собеседники в момент первой встречи? Текст не объясняет этого. Эта несимметричность истории побуждает нас задать вопрос о начальной точке происходящего. Где находился Авраам, когда Б-г воззвал к нему? Патриарх говорит: «вот я», но это не указание на географическое место, а только на присутствие Авраама перед Всевышним. В рассказе отсутствует все лишнее от этого «вот я». Отсутствуют пейзажи, предметы, слова, географические названия. Есть только то, что выражает его «вот я»: это нож, дрова, огонь и сын. Вот то узкое пространство, где оказывается Авраам после обращения к нему Господа. Вся Вселенная съеживается до этих 4 вещей, и вне их больше ничего не существует. Вам знакома тяжесть такого мироощущения? Иногда нам кажется, что появление Слова Б-жьего в нашей жизни существенно сужает рамки нашей свободы. И человек, решая расширить горизонты своих возможностей, принимает решение преступить это Слово. Однако Авраам поступает иначе. Когда в его жизни остались только 4 реальных предмета, - сын и предназначенные для него нож, дрова и огонь, - Авраам начинает свой путь к горе Б-жьей.

на третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека (Быт. 22:4).
Поднял глаза и увидел – исключительность этой внезапной детали подчеркивает впечатление пустоты трехдневной дороги, оставшейся позади, без знаков от Б-га. Гора Мориа находится в окружении других холмов, и её нельзя увидеть издалека. Над Б-жьей горой был какой-то знак, о котором предупреждал Господь:  на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22:2). 
Когда на третий день Авраам увидел над горой знамение (нес), он убедился, что обращение Господа было не тяжелым сном, но явью,  и с этого момента начинается его настоящее испытание (наса). Но именно теперь, после того, как он увидел это место, увидел знак от Б-га, Авраам в библейском повествовании снова  обретает голос:  И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда… (Быт. 22:5). Это его первые слова, сохраненные Писание, после того, как  три дня назад он произнес перед Б-гом «вот я» и весь его мир сузился до ножа, дров, огня и сына. В словах патриарха появляется неожиданная твердость: я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам (Быт. 22:5). Каким образом его сын возвратится от туда, он не знал. Но к своему сыну он обращает слова-пророчество: Б-г усмотрит (Быт 22:8)  Собственно, Слово Б-жье однозначно возвестило Аврааму, что Б-г уже усмотрел Себе агнца. Но Авраам был пророком и чувствовал, что в конце пути, по которому отправляет человека Б-г, его должно ожидать какое-то особенное откровение.
Что же увидел Авраам на этом пустом холме в конце трехдневного безмолвия после того, как возвел, наконец, очи? Почему человек Б-жий вдруг исполнятся решимости перенести все, что отпущено ему Б-гом?
Свои ожидания от событий на горе патриарх описал одним словом поклонимся ( נשתחוה
, ништахаве):  пойдем туда и поклонимся (Быт.22:5). Именно в таком виде этот глагол можно найти только в  Пс. 94:6 и Пс. 131:7, где он  описывает лицезрение и преклонение перед Всевышним в Его Храме:
Приидите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред  лицем Господа, Творца нашего…(
Пс.94:6).
Мы можем найти его в ТаНаХе и в близких формах, где оно обозначает преклонение перед Б 'гом или царём – всегда Давидом (только в Рут 2:10 перед его предком)! - или пророком, и всегда только в их присутствии. Оно никогда не применяется для обозначения акта жертвоприношения. Авраам  говорит слугам, что он поднимается на гору, чтобы увидеть Всевышнего в Его Храме.
Автор Бытия настойчиво возвращает нас к этой идее, когда называет Мориа Б 'жьей Горой: нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится (Быт. 22:14). Это место выделено в тексте повтором, мы невольно «цепляемся» за это название. Если мы проявим настойчивость и зададим ТаНаХу вопрос, что стоит за этим выражением (הר- יחוה
), то обнаружим, что оно всегда означает место храма, место пребывания Всевышнего: Ис.2:3, 30:29; Мих.4:2; Зах.8:3; Пс. 24:3, -
Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в   Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни (Зах.8:3).
Храм или ожидание Храма, это то, что вдруг меняет у патриарха восприятие окружающего мира и собственной трагедии. Еще нет ни чего, что предвещало бы разрешение конфликта, что указывало бы на то, что Б-г как то изменит своё решение о смерти Исаака. Но где-то над собой ты, нет,  еще не видишь, но только предчувствуешь место Храма, и вдруг понимаешь, что по этой дороге все это время ты шел не один, что у этой жизни есть смысл и будущность, даже если ты совсем не видишь ни того не другого.

И отправились они от горы Господней на три дня пути, и ковчег  завета  Господня  шёл  пред  ними  три дня пути, чтоб усмотреть им место, где остановиться (Чис.10:33). (Это опыт уже другого человека, Моисея, который увидел на горе Б-жьей Небесный Храм и получил указания, как построить такой храм на земле.) Б-г идет впереди человека по пустыни, чтобы усмотреть место, где ему остановиться. Так коротко можно описать благую весть Священного Писания о существовании Небесного Храма. Если окружающие нас обстоятельства вынуждают нас: возьми..., которого любишь, … принеси … во всесожжение (Быт.22:2), нам стоит вспомнить это место, где у человека появляется твердость пройти по пути, выбранному для него Б-гом.

Почему это место обладает силой наделять надеждой и мужеством? Ведь именно видение Храма утешило апостола Иоанна острове Патмос, а пророка Захарию среди разоренных стен Иерусалима. Почему знание о Небесном Храме может стать большим утешением для человека в его земной скорби?

Книга пророка Иезекииля, описывая место явления Б-жьей славы на Небе, отметила одну его важную деталь:  
И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними… Видел я: и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза (Иез. 10:1,9).
Небесный Престол Б-га покоится не на твердом основании, а на колесах. О чем это говорит? Всевышнего Б-га в настоящее время не имеет постоянного места покоя. Когда Моисей получил повеление построить на Земле копию небесного Престола, эта особенность осталась запечатленной в устройстве скинии:
Сделайте ковчег из дерева ситтим… Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их золотом;  и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег;  в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него (Исх. 25:10-15).
Согласно традиции, запрет вынимать шесты из колец ковчега Завета является одой из главных заповедей Писания (он  входи в число шестьсот тринадцати заповедей Торы). Этот запрет относится только к Ковчегу завета. Он не имеет отношения к другим деталям Храма, которые также переносили на шестах – к столу или обоим жертвенникам. Таким образом, место явления Б-жьей славы в земной скинии также оставалось подвижным.
(В связи с этим интересный комментарий:
"И вставь в кольца шесты..." (25:14) Во время изготовления Ковчега Бецалелю было заповедано соорудить его таким образом, чтобы он всегда был готов для переноски – "...и вставь в кольца шесты..." То же самое было сказано и о внешнем жертвеннике: "И шесты должны быть вставлены в кольца..." (27:7). Однако, при описании стола и внутреннего жертвенника (золотого жертвенника для воскурений), говорится лишь об изготовлении шестов, однако ничего не сказано о том, что их следует "вставить в кольца" («hаамек давар»)
Сказано о Ковчеге: "И вставил шесты в кольца по бокам Ковчега, чтобы переносить Ковчег" (37:5). И о внешнем жертвеннике: "И вставили шесты в кольца по бокам жертвенника, чтобы переносить его на них" (38:7). Однако ничего подобного мы не находим по отношению к столу или внутреннему жертвеннику. По этой причине далее – в разделе "Пкудей" – при описании переноски Мишкана сказано: "Ковчег свидетельства и шесты к нему..." (39:35), "Медный жертвенник... шесты к нему..." (39:39). Но в отношении стола и внутреннего жертвенника не говорится о том, чтобы прилагались "шесты к ним". Все это преподносит нам следующую идею: Учение, олицетворением которого являлся Ковчег, и Служение, символом которого был внешний жертвенник, на протяжении поколений способны перемещаться из одного места в другое, вместе с кочующим народом-изгнанником, Израилем. Однако Царство, которое символизирует стол, и Священство, олицетворяемое внутренним жертвенником, способны раскрыться в этом мире лишь тогда, когда евреи будут обитать на Земле Израиля.)


Позволяя нам изучать устройство Своего Небесного Престола через его земную копию, Б-г дал нам возможность узнавать многие тайны Своего бытия. Поэтому мы знаем, что сегодня Он не имеет постоянного Дома, что  Он не просто сочувствует человеку, пытающемуся построить на этой земле безопасную обитель, Он не меньше нас стремится обрести такой дом, и для Себя, и для нас.
Стань, Господи, на [место] покоя Твоего, - Ты и ковчег могущества Твоего (Пс. 132:7-9), - звучит одна из молитв Давида. А пока Господь не обрел места Своего покоя, Он задумал оставить на земле образ того, чем станет однажды эта планета. Он показал Аврааму на горе Мориа место, где Он построит Свой Дом на проклятой грехом земле, чтобы жить среди тех, кто не может выносить Его небесной Славы. Всякий усталый и скорбящий придет сюда сложить свои печали. И Он «отрет слезу со всяких очей», и будет «плакать с плачущим и радоваться с радующимся». Здесь будет «слышен голос жениха и голос невесты», а  «старцы и старицы будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней». Город Великого Царя. Город Его мечты. И сюда  Он привел Авраама. Тогда ещё невысокие стены ханаанской крепости Шалем на Сионе, возвышающейся над жертвенниками ущелья Гееном,  были единственным знаком человеческого поселения на этих холмистых пустошах. И здесь, на высоте Мориа, тоскуя и радуясь Он показал патриарху Свою мечту, Свой будущий город, Свой Дом и ликующих детей Авраама, выходящих навстречу Своему «Царю, праведному и спасающему, кроткому, сидящему на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».

Она была многократно сожжена, эта Храмовая гора, названная «Господь усмотрит»,  распахана и посыпана солью.  Могучие правители, столетиями удерживающие здесь власть, издавали законы, запрещающие произносить Имя Б-жье в этом месте. Впервые  Храм погиб при царе Седекии. Враги заняли его и в течение трех дней громили:   В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей (4 Цар. 25:8-10).
Его подожгли вечером 9 ава, храм горел весь 10 день:  
В пятый месяц, в десятый день месяца, - это был девятнадцатый год царя Навуходоносора, царя Вавилонского, - пришел Навузардан, начальник телохранителей, предстоявший пред царем Вавилонским, в Иерусалим   и сожег дом Господень, и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем (Иер. 52:12-13)
Во второй раз Храм был сожжен во время Великого восстания, в 70 г н.э. Это тоже произошло 9 числа пятого месяца, 9 ава. Иисус предсказал это событие за 40 лет до исполнения:
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!  Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мат. 23:37-38 ). И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.  Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мат. 24:1-2).
Устная традиция иудеев сохранила воспоминания о тех последних сорока лет существования земного Храма, после того, как над ним уже был оглашен приговор Неба:
«В течение последних 40 лет существования второго храма жребий (быть посланным в пустыню Йом Кипур) никогда не выпадал на правого (козла), кусок красной ткани (который вывешивался в храме в этот день) никогда не белел ( в знак того, что грехи Израиля прощены), иногда гас западный светильник, а двери храма самопроизвольно распахивались, пока раббан Йоханан бен Закай не упрекнул их такими словами: «храм, храм, для чего ты сам наносишь себе удары? Я знаю, что судьба тебе быть разрушенным, и уже пророчествовал о тебе Захарья бен Идо «открой леванон двери твои, и пожрет огонь кедры твои» (Зах.11:1)

И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города (Иез. 11:23). 
Медленно и словно нехотя шхена Б-жьего присутствия покидала это место – памятник ожиданиям и устремлениям Господа, - оставляя его очередным разорителям, словно стремясь отодвинуть неизбежное 9 ава – предреченный давними пророчествами срок расставания Б-га и человека.
Впервые день 9 ава был отмечен трауром задолго до времени Храма. 9 ава Моисей разбил скрижали Господни, увидев как Б-жий народ поклоняется золотому тельцу, а Всевышний Б-г поклялся: никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим (Вт 1:35). Но именно тогда, когда казалось, что Б-г и человек никогда не смогут жить вместе, Вседержитель показывает Моисею город, который все равно однажды сойдет на землю, чтобы стать вечной обителью для Б-га и человека:
Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных. И град будет падать на лес, и город спустится в долину (Ис. 32:18-19).
И после этого дает повеление Моисею запечатлеть эту мечту и стремление Б-га, - построить на земле отражение увиденного на Небе:
как показано тебе на горе, так пусть сделают (Исх. 27:8).

Это место Б-жье мечты, куда поднялся Авраам, когда его мир сузился до жертвенника и сына, стало рождением его собственной надежды. Патриарх назвал это место звучным именем:
И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире (Быт. 22: 14).
До того, как здесь появился Авраам, место называли Шалем,  как назвал его Шем, сын Ноя. (Мелхиседек, царь Салима, Евр. 7:1,2. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе Пс. 76:2). Считается, что еще при жизни патриарха оба названия были слиты: йире шалеем. Иерусалим, т.е. «видение в Салиме». Сутью Иерусалима, его сердцем и жизнью, было увиденное Авраамом на горе Б-жьей. Это щемящее неизбывное стремление к месту, где человек и Б-г снова будут жить вместе, Авраам пронес через всю жизнь. Мы привыкли считать, что Авраам ждал рождения сына. Однако Священное Писание говорит о другой его мечте:
ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Б-г (Евр. 11:10).
Усилия многих вождей и пророков, отданные для построения города, были лишь слабым отсветом Б-жьего труда, Его терпения  и настойчивости. Потомки Авраама и те, кто присоединялся к ним, возвращались сюда из разных стран, от разных народов, слабые, несущие на себе проклятие отвержения Его и Его законов. Они приносили в это опасное место своё имущество и приводили детей. И первые попытки устроить здесь что-нибудь пригодное для жилья были всегда неудачны. Но они не уходили, они всеми мыслимыми и немыслимыми способами старались остаться здесь. Потому что ждали Его. Потому что Он любил это место. А они верили, что Он вернется. «Господь усмотрит» можно перевести как «Господь явится» (так переводится глагол   ראה
раа, например, в Исх.23:17, 34:23, Вт.16:16)
Этот город – город Его радости, Его торжества, Его обетования в том, что грех не сможет изменить Его намерение о человеке, «намерение во благо, а не во зло, чтобы дать нам будущность и надежду». Город, куда Он намерен вернуться. Западный склон Елеонской горы, обращенной к Иерусалиму, сегодня покрыт могилами иудеев. Они захотели покоиться здесь до дня пришествия, чтобы первыми приветствовать своего Царя при Его возвращении. Именно сюда, согласно пророчеству Захарии (Зах.14:4) ступят Его ноги, когда Он придет, чтобы окончательно вернуть Себе Свой город и Свою Землю: 
и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною,
и половина горы отойдет к северу, а половина ее – к югу.
И вы побежите в долину гор Моих, ибо долина гор будет простираться до Асила;
и вы побежите, как бежали от землетрясения во дни Озии, царя Иудейского;
и придет Господь Б-г мой и все святые с Ним.
Сущность этого места в ожидании. Ожидании не сколько человека, сколько Б-га.  В ожидании исполнения Его собственных слов о вечном, не разрушимом, доме для Б-га и человека. Даже вознесение после Своего распятия Иисус описал в терминах приобретения этого дома:
В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14:2-3).

Но если Иисус пошел приготовить для нас вечный дом, то стоит ли сегодня вспоминать все прошлые трагедии, случившиеся с земным образом этого дома?
В четвертый год правления царя Дария было слово Господа к Захарии, в четвертый день девятого месяца, кислева, когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха и спутников его помолиться пред лицем Господа и спросить у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков, следующее:
`соблюдать ли мне траур в пятый месяц  и поститься, как я делал это уже много лет? '  (Зах.7:1-3)                                                                                                                        
На месте Иерусалима возводится новый Храм. Его строители задают вопрос: нужно ли отмечать траур 9 ава – дату разрушения этого святилища. Вопрос привел священников в смущение: праздновать траур по строящемуся городу все равно, что поминать день смерти воскресшего человека. Это умаление благодати Б-жьей. Но тогда следует отказываться от традиции, от той связующей нити, которая превращает их историю в пророчества будущего.
Б-г разрешает их затруднение, показывая пророку иную перспективу, когда библейские традиции приобретают вселенское значение и наполняются новым смыслом:
И было ко мне слово Господа Саваофа:  скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?  И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? (Зах. 7:4-6)
Памятование 9 ава это не то, что человек преподносит Господу как своё служение для Него поста и молитвы. Это то, что открывает о Себе Господь. Эта дата – день обнажения души Господа, когда Он показывает нам, как страдает, когда теряет нас. Памятование этой даты не в обрядах. День 9 ава напоминал о том, что на этой Земле Б-г многое терял, но находил в себе мужество и надежду начинать всё заново. В этой дате – боль Его сердца, которое лишается нас, Его нежелание смириться с этой потерей, Его всевозрастающее желание и потребность отстоять свои права на эту землю, чтобы иметь здесь общий с нами дом. Прикоснутся к этой дате, все равно, что окунуться в Б-жью мечту и самому остаться плененным ею.
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем  (Ис 66:10). Только тот, кто скорбел о разрушении Иерусалима, тот удостоится увидеть его  в его славе, замечает пророк Исайя.
И было ко мне слово Господа Саваофа:  так говорит Господь Саваоф:
пост четвертого месяца и пост пятого (пост 9 ава был установлен после трагедии разрушения Храма), и пост седьмого (3 Тишрей, пост Гедальи, установленный в память об убийстве Гедальи бен Ахикама, которого Навуходоносор после разрушения Храма назначил наместником  Иудеи), и пост десятого
будут для дома Иудина радостью и веселым торжеством;
только любите истину и мир.
Так говорит Господь Саваоф:
еще будет так, когда станут приходить народы и жители многих городов:
пойдут жители одного города к жителям другого и скажут:
И я! Я тоже пойду!»
И будут приходить многие племена и сильные народы,
чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
Так говорит Господь Саваоф:
во дни те, когда крепко ухватятся десять человек из всех разноязычных народов,
прочно будут держаться они за полу Иудея со словами:
«Мы пойдем с вами! ибо слышали мы, что с вами Б-г»  (Зах.8:18-23, также Иер.3:17).
Оставляя нас на этой Земле, где пребывает дьявол, Б-г завещал нам все Свои мечты и все Свои силы достичь их. Если в нас хватит мудрости извлечь их из этой Книги, если мы будем видеть в ней Его Сердце, а не только Его законы, тогда многие племена и сильные народы скажут: «Мы пойдем с вами! ибо слышали мы, что с вами Б-г».
Да поможет нам в этом  художник и строитель города для Авраама.
А Ему честь и слава как Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.


Вернуться на Главную -- Праздники