Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские праздники

Мессия Судного дня

МАПа

«И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; 
и почиёт на нем Дух Господень, дух премудрости и разума,
дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится,
и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. 
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине;
и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. 
И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина.
Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком;
и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 
И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе,
и лев, как вол, будет есть солому. 
И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. 
Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.
К корню Иессееву, который станет, как знамя для народов,
обратятся язычники, - и покой его будет слава»
Ис.11:1-10

Слава Б-жья проявляется в покое, и этот покой, согласно словам пророка Исайи, является образом  Мессии, корня Иесеева, знамения для народов. А главным покоем, Субботой Суббот  ("Шаббат Шаббатон") Писание называет Судный День или Йом Киппур (Лев.23:32). (Связь между Йом Кипуром и Субботами ещё сильнее прослеживается в традиции: это единственный праздник, при котором можно поститься в Субботу).  Судный день каждым своим ритуалом является образом Мессии.  Если представить Йом Киппур в виде человека, как бы выглядел этот праздник?  

Во-первых, этот человек, образ Йом Киппура, должен быть одетым в белую одежду. Белая одежда – знак не только праведности, но и смерти. Белые одеяния Йом Киппура своим покровом должны были напоминать саван. Это была первая заповедь Судного дня и первый рассказ о Мессии: служение Судного дня может вести только Тот, Кто праведен и Кто прошёл через смерть. Представьте себя участвующими в богослужении, которое ведёт сам Йом Киппур.  
Йом Кипур начинает своё служение с того, что открывает ковчег святости со свитками Торы, и все присутствующие могут видеть его содержимое. Это делается перед самым закатом. Ночь – знак скорби и время сокрытия Б-жьего лица. Но Йом Киппур будет совершать для нас своё служение и в самое тёмное время.   

Из ковчега извлекаются два свитка Торы, ими обносят общину, и каждый имеет право прикоснутся к ним, тем самым олицетворяя дух общины этими свитками. Если вы читаете себя Израилем Б-жьим, тогда служение этих свитков в Судный день расскажет вам о вашей судьбе. Свитки становятся на возвышенности рядом с ведущим служение. У этих двух свитков в Судный день была особая обязанность – на этом служении они выступают не только свидетелями Б-жьего Откровения, но и поддерживают руки ведущего служение, как это описано  в 17 главе Исхода:
«И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль,
а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; 
но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём,
Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны].
И были руки его подняты до захождения солнца. 
И низложил Иисус Амалика и народ его остриём меча
» (Исх.17:11-13).
Йом Киппур  не только молится, своим молитвенным заступничеством он ведёт брань Господа за Его народ, - последнюю, самую жестокую битву на этой Земле. И в этой войне два свидетеля выступают Его вестниками и проводниками Его силы:
«И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.  Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Б-гом земли.   И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.  Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.  И когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их,…   Но после трёх дней с половиною вошёл в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.  И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Отк.11:3-12).

Первое, что властно провозгласит Йом Киппур, стоя на возвышении вместе с двумя свитками Торы, будет заявление, что он дозволяет молиться всем грешникам:
«Собранием вышним и собранием нижним
с соизволения Всевышнего и с соизволения общины
нам разрешается молится вместе с преступившими Тору
.»  
Иудаизм очень строго регламентировал святость человека, и соприкосновение с грешником почиталось осквернением с ритуальной точки зрения, - в таком случае человек не мог входить в ворота Храма (когда он ещё был) со своей молитвой. Но Йом Киппур своею властью разрешает обращаться ко Всевышнему всем, даже закоренелым грешникам наравне с праведниками. Более того, он предписывал им молиться всем вместе.  И в этом ещё одно пророчество о Мессии, призванном собрать всех:
«И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу,
чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его,
всех, хранящих Субботу от осквернения её и твердо держащихся завета Моего, 
Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моём доме молитвы;
всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моём,
ибо дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов. 
Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит:
к собранным у него Я буду ещё собирать других
» (Ис.56:6-8).

С отмены разделительной черты между достойными и недостойными начинается самая известная молитва Йом Киппура - Кол нидрей:   
«Да будет прощена вся община сынов Израиля
и пришельцы, живущие среди них,
ибо весь народ не ведал, что творил

На эту просьбу Йом Киппура звучит ответ:
«И сказал Б-г:  «Прощаю по слову твоему».
На бытовом уровне молитва Кол нидрей прощала все неисполненные обязательства человека перед своим ближним. Кол нидрей отменяет как прошлые, так и будущие ошибки человека, - это оговаривается в молитве. И если за его ритуалом мы видим только урегулирование отношений между людьми, мы зайдем в тупик: как можно просить Всевышнего заранее считать недействительными все обещания, которые я дам кому-либо в следующем году? Название молитвы говорит о большем прощении, чем прегрешения против человека. נדר
  (недер), обет - во всех местах Торы так называется обряд посвящения себя Всевышнему. Служение Кол нидрей прощало грех восстания против власти Вседержителя и возвещало, что единожды совершённое служение Мессии снимает прошлые и будущие грехи человечества:
«Ради Себя, Господь наш, сверши! Не ради нас. Воззри, как мы стоим пред Тобою, - сирые и убогие! Дай передышку листу, ветром гонимому, смилуйся над прахом и пеплом. Устрани грехи наши, помилуй создания Твои. Взгляни: нет никого (кто заступился бы за нас), будь милостив к нам» (Отрывок из слихот).

Всю эту ночь и весь следующий день Йом Киппур будет совершать своё служение, помогая каждому, обратившемуся к нему, примириться с Б-гом. Он, невиновный в наших проступках, становится на место каждого из нас и вместо каждого повторяет:
«Бог наш и Бог отцов наших! Пусть предстанет пред Тобою наша молитва и не уклоняйся от нашей мольбы… Мы отклонялись от Твоих добрых заповедей и установлений, и не ценились они нами. Ты же прав во всём, что постигло нас… Итак, да будет благоволение от Тебя. Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы Ты простил нас за все наши грехи… и искупил нас за все наши преступления…»
Эта видуй - молитва Судного дня, когда Один человек произносит покаяние за весь народ. Произнести такую молитву за весь народ, - это тоже привилегия Йом Киппура, дарованная ему Всевышним Б-гом. Будут ли приняты его молитвы? Каков будет итог его прошения?

После молитвы видуй Йом Киппура, торжественно зачитывается 23 Псалом Давида, как провозглашение принятия его молитв за нас. 23 Псалом становится разъяснением, почему,  или ради Кого молитвы Йом Киппура были приняты. Прочитаем его и мы:
«Господня - земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней, 
ибо Он основал её на морях и на реках утвердил её. 
Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? 
Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,
кто не клялся душёю своею напрасно и не божился ложно, -
[тот] получит благословение от Господа и милость от Б-га, Спасителя своего. 
Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Б-же Иакова! 
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы! 
Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. 
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы! 
Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - царь славы
» (Псалом 23).

Этот Псалом, как и многие другие Псалмы, кажется набором простых и безыскусных восклицаний, прославляющих величие Б-га и призывающих нас искать Его лица. Если бы нас попросили определить его особое место в пророческих Писаниях Библии, мы бы пожали плечами. И вместе с тем, этот Псалом очень значим для вести о последнем времени, хотя бы тем, что в книге Даниила, построенной на ритуалах Судного дня, вместо него стоит пророчество о семидесяти седьминах.
Как и в остальных Псалмах, его пророчество заметно распадается на три части:
вначале речь идет о Творце, затем поднимается вопрос о взошествии на гору Господню, в Его Храм, и далее – о пришествии Царя Славы.  Как бы вы ответили на центральный вопрос Псалма: «Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?»   Кто это будет? Перед кем открываются врата Неба? Псалом называет конкретную личность. Это Мессия. Псалом утверждает, что Он будет признан достойным сесть на трон Творца. Он – главный персонаж Псалма. Но далеко не сразу люди и ангелы узнают Его. 

«Господня - земля и что наполняет её, вселенная и всё живущее в ней, 
ибо Он основал её на морях и на реках утвердил её
»   (Пс.23:1,2).
Вначале всё внимание вселенной обращено только на Творца. Он действует Один: все (активные) глаголы отрывка относятся исключительно к Нему. Поэтому только Его власть признаётся действительной над Землёй и её обитателями так же, как и над всем мирозданием и его жителями. Но во втором стихе Псалом суживает образ Творца Вселенной до Господина нашей планеты. Почему? Потому что власть Вседержителя во Вселенной определяется не только Его правом Творца, но и правом Судьи, который охраняет законы существования мирозданья:
«Он Господь Б-г наш; суды Его по всей земле» (4Цар.16:14).
А Б-жья способность и сила судить проявилась только на нашей планете. Выделение образа воды появляется в Библии всегда с идеей Суда (например, Пс.135:6, или 2 Пет. 3:5-7:  «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.»)
С какого момента была признана Б-жья власть судить мир? После Его воплощения:
«И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» Ин.5:27.
Право Судьи в Небесных дворах было признано за Б-гом не по праву сильного. Лишь после того, как Он показал Свою готовность встать на место подсудимых, Небо признало Его безусловное право судить тех, кому Он согласился мыть ноги.

Если вначале 23 Псалма всё внимание обращено на Б-га как на Творца, Чьи действия направлены на планету Земля и её обитателей, то далее автор замечает какой-то новый Его образ:
«Кто взойдёт на гору Господню, и кто устоит в святой Его обители?» Пс.23:3.
Этот новый образ Б-га (а на гору Господню может взойти только Единый)  пока не известен и непонятен автору Псалма. Про него задают вопросы. Образ Творца пока перевешивает образ Незнакомца. Причём если слава Творца открывается при взгляде на Землю, то новая Маска раскрывается через рассмотрение Святилища. Он достоин войти в Небесный Храм, в ту Святость Шехины, в которую не может проникнуть не одно сотворённое существо. Кто же Он?
«Тот, чьи руки чисты и сердце непорочно; чья душа не была устремлена ко лжи, кто не даёт клятв ложных»   (Пс.23:4).
Идёт описание Незнакомца, Его рук, сердца, деяний. Но сам Он пока отсутствует в тексте. О Нём свидетельствуют те, кто стоит у ворот Небесного Храма. Из всего Б-жественного Закона ангелы выбирают только те заповеди, которые говорят о честности перед Судом. 4 стих Псалма даёт описание качеств правдивого свидетеля на Суде, признаёт его право излагать перед Судом дело так, как Он его видит. О каком времени жизни Иисуса говорит эта часть Псалма? Здесь сливаются две истории: признание права Иисуса войти во Святое после воскресения, чтобы представить свидетельства за Свой народ, и подтверждение Его права войти в Святое Святых для очищения Своего народа в Небесный Йом Киппур. Но первый мотив главенствует: Иисуса пока нет в Храме, о Нём только говорят и судят. Он в могиле (в отличие от русского перевода, в оригинальном тексте отсутствуют даже местоимения Тот, чьи… Он). Решение этого суда в Гефсиманию принёс один из ангелов: Он отвалил крышку гроба.
«Он удостоится благословения от Господа, милости Б-га, Спасителя своего» (Пс.23:5).

Священное Писание предупреждает нас, что Слава Вседержителя открывается не не только в Его творении; в не меньшей степени она явлена в Его спасении. И Его народ будет знать это:
«Славьте Господа, ибо вовек милость Его, и скажите: спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твое и да хвалимся славою Твоею!  Благословен Господь Б-г Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуия!» (1Пар.16:34-36)
Прославить Его, это значит обратиться к Нему за помощью.

Для шестого стиха Псалма существует несколько вариантов перевода, потому что буквально он читается так: «Таков род ищущих лица Твоего(,:) Иаков.» Если еврейский текст допускает разночтения, это значит, что все они верны.
С одной стороны текст отсылает нас к истории ночной борьбы Иакова у реки Иавок, и обычно мы так и прочитываем этот Псалом: мы говорим о молитвенной борьбе праведников во время Суда Божья перед тем, как для них откроется Небесный Храм.
Но опять же основной рассказ здесь идет об Иисусе. Он тоже называл себя Иаковом, когда говорил с Нафанаилом о молитве под смоковницей. Он тоже однажды ночью в Гефсимании боролся против Б-жьего отсутствия.

В этом стихе обращение к Б-гу идёт во втором лице. Только во свете Б-га, пред Его лицом, определяется этот Человек, имя этого Человека, который достоин взойти на гору Господню. И доказательством и рассказом о правах этого Человека становится Небесное Святилище:             
«Станьте выше, врата! Откройтесь, порталы вечности! Да войдёт Царь славы!» (Пс.23:7)
Ворота Небесного Храма должны подняться, стать выше, потому что слава Того, Кто сейчас войдёт в них, превышает всю ранее видимую ими славу. То, что совершил тогда этот Человек, было несравненно выше всего, о чём могли помыслить ангелы, стражи Небесных ворот.
«Кто этот Царь славы?  - Господь сильный и могущественный, Господь могущественный в бою!» (Пс.23:8)
Слава этого коронованного Царя представлена славой воина. Иаков был сильным воином: в одиночку и без оружия он сумел остановить 400 вооружённых солдат. Если вы относите себя к его роду, вспомните, что всё служение Судного дня два свидетеля должны были поддерживать руки Мессии, пока Он молится, борется, за Свой народ, за своих сыновей.

«Станьте выше, врата! Откройтесь, порталы вечности! Да войдёт Царь славы!
Кто этот Царь славы? - Господь Воинств, Он - Царь славы! Сэла!
» (Пс.23:9,10)
Почему к воротам Храма обращались дважды? Потому что, как мы уже упоминали, врата Небесного Храма дважды открывались перед Ним, Дважды небожители признавали Его право владычествовать там не только по праву Творца, но и по праву Спасителя: После воскресения Иисуса, когда Он входил во Святое, и во время Небесного Йом Киппура, когда Он входил во Святое Святых.    

Если бы нам с вами довелось участвовать в служении, которое проводит Йом Киппур, он прочитал бы нам и объяснил, помимо 23 Псалма, 16 главу кн.Левит о служении первосвященника в Храме, рассказ о Финеесе, своей ревностью спасшем Израиль (с 25 гл. Чисел), 58 главу книги Исайи о посте и покаянии перед Судным днём, книгу Ионы.
«Поведаем о святости этого дня, ибо он грозен и устрашающ. В этот день возвеличится царство Твоё и утвердится милостью престол Твой и будешь восседать на нём в истине. Воистину только Ты – Судья и Обличитель, и всеведущий Свидетель, Ты записываешь, скрепляешь печатью, и исчисляешь, определяешь, и памятуешь всё преданное забвению. И раскрываешь памятную книгу, которая сама возглашает написанное в ней, и в ней запечатлена рука деяний всякого человека. И раздаётся трубление великого Шофара. И слышится едва различимый голос. Несутся ангелы, объятые страхом и трепетом, и возглашают: «Наступил час суда Его!». Дабы и ангельское воинство привести на суд, ибо и они не безгрешны пред Тобою. И весь этот мир проходит пред Тобою, как прошли ангелы»   Пиют «Унтане Токеф».
А в завершении своего служения, после заключительной молитвы Неила, оповещающей о закрытии Небесного Храма, Йом Киппур в последний  раз протрубит  в шофар и завершит своё служение. В юбилей после звучания последней трубы все рабы из народа Б-жьего обретали свободу:
«не все мы умрём, но все изменимся 
вдруг, во мгновение ока, при последней трубе;
ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. 
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие,
тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 
Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа? 
Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. 
Благодарение Б-гу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом
!» (1 Кор.15:51-57)
В эту же ночь после ухода Йом Киппура после трапезы мы бы радостные и счастливые начали строить кущи, временное жилище искупленных, в котором они будут ожидать своего постоянного поселения на Новой Земле:
«Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Б-га и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Отк.20:5,6.)


Вернуться на Главную -- Праздники