Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские праздники

Новолетье:

поклонитесь Сотворившему

МАПа

В начале сотворил Б-г небо и землю.   Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Б-жий носился над водою.   И сказал Б-г: да будет свет. И стал свет.   И увидел Б-г свет, что он хорош, и отделил Б-г свет от тьмы.    И назвал Б-г свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:1-5). 
Мы хорошо знаем эту историю. В какой-то момент существования вселенной её Творец принял решение расширить её пределы. И появилось то пространство, в котором спустя короткое время стал  созидаться привычный нашему глазу кусочек космоса. Сотворенная ранее Вселенная была подчинена общему ритму времени, и создаваемый мир впитал в себя  его ход:  Был вечер и было утро. Этот первый импульс времени для нового мира Б-г единолично задал, осенив это место сиянием Своей славы. Но уже тогда в этой гармонии творения слышались тревожные ноты:  Дух Б-жий  носился на водою. Глагол рахаф רחף
, как считается, произошел от корня равах רוח , - этот же корень имеет слово Руах – Дух, - и очень точно передается русским словом трепетать. С одной стороны, он может означать  трепет крыльев птицы, замирающей над гнездом, как это записано во Вт. 32:11,12: как орел вызывает гнездо свое, носится (רחף ) над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога. Но он же означает и трепет сердца, сжимающегося от боли: Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются (רחף ) (Иер. 23:9).   У этого нового мира еще не было ни какой истории, но она была у его Творца. Еще до того момента, как свет Б-жьей славы осиял это место, Дух Б-жий уже оберегал рождающийся мир от какой-то угрозы.  Тогда, в начале творения мы не просто получили от Б-га жизнь, но и унаследовали Его борьбу:
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.  А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Б-жиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;  взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " (Ис.14:12-14).
Так Библия описывает восстание одного из ангелов, пожелавшего занять место своего Творца.
Б-г ответил на дерзостные заявления Восставшего необычно: Он создаёт арену для Своего особого откровения, -
Так совершены небо и земля и все воинство (цава, צבא
) их (Быт.2:1).
Слово воинство (в Библии также встречается в значении ополчение, годность для войны) выбранное Автором Бытия для описания итога творения нашей планеты, образовано от глагола назначать, определить, избрать для какой-либо цели (в Дан.5:19 этот глагол, например, используется в значении избрать для смерти или жизни, для возвышения или унижения; в Иов 7:1- определить время). Бытие говорит, что в сотворении Земли была особая цель; планета и окружающее её пространство появляются в мироздании для особого служения. Наша Земля возникает на арене Вселенской войны как Б-жий ответ на притязание Восставшего стать подобным Единственному Б-гу.  Главную цель мятежа и появление Земли и человека на ней Библия связывает воедино: глагол подобен, (эдаме,  אדמה
) в Ис.14:14 по смыслу и по звучанию повторяет идею сотворения Адама (адам, אדמ ).

И сказал Б-г: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле  (Быт.1:26).
Животные и птицы земли повторяли черты ангелов (Иез.1:10, Зах.5:9, Отк.4:6,7.) , а главной целью человека становилось свидетельство перед Небом о Всевышнем Творце, заботящемся о Своем творение. Жизнь Адама была притчей для Вселенной, ожившей метафорой о Невидимом Б-ге, обитающем в неприступном свете (1 Тим.6:16). Сотворение Адама противопоставляется бытию Б-га. Текст подчеркивает эту мысль не только формально, но и грамматически: Б-г (ед.ч.) сотворим (мн.ч.) – человек (ед.ч.) владычествуют (мн.ч.). Эта обязанность человека не универсальна: некоторые имена ангелов  указывают на то, что они также были созданы, чтобы являть славу Вседержителя (Например, אלהים , элохим – букв. всесильные. Это же имя носит Б-г: Б-г (אלהים ) стал в сонме богов; среди богов (אלהים ) произнёс суд… Пс.81:1). Но в служении человека, сотворенного в разгар мятежа Восставшего, было нечто особенное. Завет плодитесь и размножайтесь говорил об обязанности человека возвещать перед всей Вселенной о Семени, о положении равносущного Сына перед Престолом Б-га. Нам известно, что ангелы не имеют такого повеления (Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.  Марк 12:25). Именно Сын Б-жий был истинным подобием Невидимого, сияние славы и образ ипостаси Его (Евр.1:3).   Смиренное служение Сына Своему творению стало поводом для претензий Восставшего: «буду подобен Всевышнему», – пересказ имени Иисуса, как Его именовали ангелы, - Михаил (מיכאל , ми каЭль ) – Кто как Б-г.

Об этом Человеке многократно и многообразно (Евр.1:1)  должен был рассказывать Адам своей историей и историей своих потомков перед всеми Небожителями, вовлечёнными в конфликт Б-га с Восставшим ангелом.  Адам и его потомки стали живым рассказом о служении Б-га своему творению. Б-г сотворил нас в том образе, в котором Он был намерен принести Себя в жертву. Он создал нас из того праха, из которого будет построен Его Жертвенник, на том месте, где будет стоять этот Жертвенник.  Мы - образ Его священства  за сотворённых, понятный ангелам и другим небожителям, слышавшим обвинения Восставшего ангела против Творца.

О цели своего сотворения Адам догадывается в первый же день своей жизни. Ни кто не может сравнится с Единым Творцом, Который Своей властью и мудростью вызвал к жизни весь мир.   А кто достоин встать рядом с Адамом, - отражением   Б 'жьего образа, подобием Его  характера? Всевышний пытливо задает этот вопрос самому Адаму,  –  кто способен быть его помощником?
И сказал Господь Б-г: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.   Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.   И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему    (Быт.2:18-21).
Адам с честью решает этот вопрос: среди прочего творения он не может найти достойного, равного себе. Как нельзя найти во Вселенной никого, равного Всевышнему. Ведь Его помощник должен быть равносущен Ему. Да, это так, – подтверждает Всевышний:
И навел Господь Б-г на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Б-г из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.   И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.   Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт.2:21-24). 
Но все ли там, в Эдеме, думали подобно Адаму? Среди тварного мира был некто, кто претендовал на звание лучшего, достойного среди прочих:
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Б’г (Быт.3:1).В Быт.1:26, где Господь Б-г перечисляет всё Своё творение по восходящей линии, змеи названы последними:
И сказал Б-г: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. До появления Евы змей мог рассчитывать на избрание себя в качестве помощника. Но выбор пал не на него. И тогда всю силу своего ума, которому не было равных среди прочего творения, он направляет на то, чтобы унизить Еву, разлучить её с Адамом, и даже (Быт.3:15) – убить её в лице её потомков. Эту историю человек узнаёт в начале своего бытия. Он «проживает» её на собственном опыте. Она становится эхом другой трагедии,  и как все прочие рассказы Библии призвана рассказать нам историю о Самом Б 'ге.   

Первый день творения человека стал для него знакомством с историей падения восставшего ангела. В первый же день своей жизни Адам, пройдя по Эдемскому саду, услышал слова предостережения, что некто угрожает гармонии этого места, что его надо хранить. Хотя этот день, шестой от начала творения Земли, должен был быть праздником завершения творения, он оказывается очень насыщенным событиями. И все, что услышал тогда человек, стало символом и вестью этого праздника – дня рождения нового мира.   

Чтобы Его планы о нас были доступны каждому, Б-г сделал удивительную вещь: облек пророчество в рамки календаря, сузив масштаб человеческой истории до календарного года: 
И сказал Б-г: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов…  (Быт. 1:14)   
Помимо недельного членения времени (от субботы до субботы) при творении Адам получает деление времени на года. Библейский год  предстает перед взыскательным исследователем живой панорамой библейских пророчеств. Повороты человеческой истории могли изменить культуру, традиции и даже религию народов. Но календарь, облеченный в действо ритуала, смог сохранить для нас древние предостережения Неба, рассказ о нашем будущем. Семь годовых праздников четко отмеряют основные события, которые уже видели потомки Адама за свою тысячелетнюю историю, и которые им еще предстоит встретить. Двенадцать  малых стражей этой великой и вечной картины пророчеств, двенадцать новомесячий фиксируют строгие шаги Времени по истории Б-жьего народа,  и каждый из двенадцати провозглашает славу своего Царя, слагает свой гимн Единому Господину времени.  
Новолетье  (ראש השנהРош-hаШана, букв. начало (голова) года)– праздник творения – упоминается самым первым библейским праздником. Из истории Потопа известно, что первоначально время на Земле измерялось месяцами, каждый из которых не имел своего названия, но лишь порядковый номер, т.е. в этот период существовало строго установленное начало года, начало отсчета для месяцев. Согласно Библии, Б-г остановил потоп  именно в Новолетье, - в праздник творения новой змели:  Шестьсот первого года к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли (Быт. 8:13). 

Беспредельная власть Б-га в этом мире, не проявляет себя так полно, как в обращении со временем.  Время стало той нитью бытия, на которую Он нанизывает сроки всего сущего и все события в Своей вселенной. Четкий, направленный ход истории Земли вмешается в утверждение Библии:
Всему свое время, и время всякой вещи под небом…(Екл. 3:1).
В дальнейшем, наш Творец так направлял историю потомков Адама, что все события, которые расширяли и углубляли предостережения праздника Новолетья, услышанные ещё в Эдеме, совершались строго в этот день.
Например, праздник Новолетья особенно упоминается Библией в истории тех людей, которые подчиняясь призыву пророков, вышли из Вавилона в Обетованную землю. В Новолетье переселенцы обратили своё внимание на закон Б-жий и приняли решение соблюдать его: Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.  2 И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца;  3 и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона (Неем. 8:1-3). (Когда при Исходе начало года было перенесено на нисан, первый месяц становится седьмым по счету.)
В Новолетье переселенцы возобновили ежедневное служение Господу (тамид):
Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [уже были] в городах, тогда собрался народ, как один человек, в Иерусалиме.  2 И встал Иисус, сын Иоседеков, и братья его священники, и Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Б-гу Израилеву, чтобы возносить на нем всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Б-жия.  3 И поставили жертвенник на основании его, так как они [были] в страхе от иноземных народов; и стали возносить на нем всесожжения Господу, всесожжения утренние и вечерние.   6 С первого же дня седьмого месяца начали возносить всесожжения Господу. А храму Господню [еще] не было положено основание (Езд. 3:1-6)   
Из книги пророка Даниила нам известно, что ежедневное служение было тем самым служением Б-га своему творению, которое Восставший ангел пытался уничтожить или сокрыть от человека прежде всего:  и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его.    И воинство предано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, повергая истину на землю, действовал и успевал (Дан. 8:11-12).   Восстановление на Земле правды об этом служении эта пророческая книга связывает с последними днями истории Земли. Поэтому  историю переселенцев из Вавилона как пророки, так и новозаветные авторы, использовали для рассказа о событиях, предшествующих Пришествию. Образ Вавилона стал нарицательным для той силы, которая постарается погубить Б-жий народ, ожидающий своего Творца. Праздник Новолетья, - шестой день творения, - для Адама был днём ожидания Субботы, когда Господь Б-г должен был прийти на эту землю в Своей славе и мощи. Но то, что этому ожиданию Некто будет очень сильно противиться, стало ясно, когда в дни Новолетья Каин поднял руку на Авеля. Выражение мирец ямим  в стихе:   «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,   и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4:3-4), буквально означает в конце дней, и одним из вариантов перевода текста является: В конце года Каин принес от плодов земли…
(В этом значение выражение микец выступает в   Иер. 34:14: «в конце седьмого года отпускайте каждый брата своего, Еврея, который продал себя тебе») 
Праздник Новолетья приходится на осень, время плодов, поскольку земля и человек были сотворены совершенными, т.е. готовыми уронить семя.

В рассказ о творение нашего мира Б-г постепенно добавил еще один элемент – обетование о наказании нечестия и предупреждение о гибели Восставшего ангела. Праздник Новолетья в Библии называется также днем трубного звука, поскольку в этот день начинали трубить трубы, возвещающие о приближении дня суда:
И в седьмой месяц, в первый [день] месяца, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; пусть будет [это] у вас день трубного звука  (Числ. 29:1). 
Та проповедь, которую несет в себе этот праздник, однажды должна была стать главным Откровением для жителей Земли:
И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;   и говорил он громким голосом: убойтесь Б-га и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод  (Отк. 14:6-7).
Весть о суде однажды вывела нас из Вавилона. Как и переселенцы из Вавилона времен Ездры, живя на земле без храма, мы думаем о Небесной скинии и ежедневном служении в ней, совершаемом ради нас.  Мы открыли для себя действенность Закона Б-жьего и необходимость подчинения ему.  Как и Ною в Новолетье, нам дано было увидеть впереди новый возрожденный ми, - только увидеть, но пока не вступить в него. 
Напоминанием о днях творения, праздник Новолетья начинает ежегодный Б-жий рассказ о нас и нашей планете; этот же праздник заканчивает Б-жье Откровение обетованием о новой, сотворенной заново, Земле:
 И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны (Отк. 21:5).   

Слава Б-жия - облекать тайною дело, а слава царей - исследывать дело  (Пр. 25:2), -   заметил однажды Соломон, разгадыватель Б-жьих притч, которые оставил для нас Творец в окружающем нас мире и нашей собственной истории. Гармония Его мира видна не только при изучении устройства вещей и явлений, в их переплетении и взаимодействии, но и в согласовании сроков всего сущего. Б-г приоткрывает для человека Свою власть над временем в пророчестве. И нас поражает точность, с которой задуманные Им события совершаются в свой черед. Он делает это с одной целью: чтобы мы могли смотреть на происходящее с высоты Его вечности и принимали решения, руководствуясь не только своим видением.  Пророчеством Он приподнимает нас над временем, делает мудрее этого мира.  А календарь Его деяний, который остался записанным в Его Слове, всякий раз, когда мы обращаемся к нему, напоминает нам об этой всепроникающей власти Творца над временем.
 А Ему, изменяющему времена и лета, дающему мудрость мудрым и разумение разумным;  открывающему глубокое и сокровенное  (Дан. 2:20-22), честь и слава, как Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.  

Вернуться на Главную -- Праздники