Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские праздники

Мессия новомесячья

МАПа

Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:  это есть тень будущего, а тело - во Христе. (Кол. 2:16-17)
Как бы мы не прочитывали этот стих – в отрицательном или положительном значении – текст утверждает: новомесячье стоит в том же ряду, что и суббота. Очень часто в Писании эти два праздника упоминаются вместе (Иез. 46:1,3; Ис.1:13; 4 Цар.4:23; Амос 8:4-5).  И оба, как утверждает апостол Павел, являются образом, рассказом о Мессии. Как нам относится к этому празднику? Мы очень много знаем о субботе, но новомесячье? А вместе с тем, этот праздник, который так незаметен сегодня, будет играть важную роль на Новой Земле:
Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу
будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение,
говорит Господь. (Ис. 66:23, также  Отк.22:2)
О каком же Мессии рассказывает этот праздник – новомесячье? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к началу истории Б-жьего народа.

Еще не провозглашено о величественной жертве Пасхи,  - Израиль еще только готовился узнать о жертве, на которую решится Б-г ради него, и о цене, которую Творец платит за вмешательство в каждую человеческую жизнь. И первым вестником Своей милости к людям, рожденным в рабстве и боли, выросшим в унижении, Вышний Б-г посылает Рош ходеш – новомесячье:
месяц сей [да будет] у вас началом месяцев,
первым [да] [будет] он у вас между месяцами года (Исх.12:2).
Заповедь освящения месяца была первой заповедью, полученной при Исходе.
Рош ходеш появился среди людей, которые не знали ничего кроме рабства и ни к чему иному так и не смогли привыкнуть. Б-г от начала знал, что они не дойдут до Обетованной Земли, но умрут в пустыне. Сами люди также осознавали свою немощь и неспособность последовать за своим сильным и смелым Богом. И все же Б-г повел их туда. А они все же пошли. Трудно ли это  - ухаживать за любимым человеком во время его болезни и все время знать, что он все равно умрет? Легко ли жить, ясно сознавая, что твоя жизнь ни куда не приведет, по большому счету окажется бессмысленной, а утешение за неё в лучшем случае достанется твоим потомкам?
Новомесячье – это рассказ о Мессии, приходящем в жизнь, у которой, кажется, нет будущего. Это повесть о человеке, который видя убогость мучительной жизни, все же решается благодарить за неё Б-га. Как это может быть?

Новомесячье приходит, когда луна, - образ народа Б-жия, - имеет наименьшую форму и светит слабее всего. Именно тогда Рош ходеш начинает свой рассказ о Мессии.  Блаженны нищие духом -  с таких слов Иисус однажды начал проповедь о вхождение в царствие Небесное.
Слова о нищете духа Иисус обратил не к язычникам, вдруг обнаружившим в своей душе опустошенность безбожия. Он говорил с верующими людьми. Откуда в сердцах знающих Б-га появляется ощущение нищеты? Новомесячье в Библии имеет еще одно название – день сокрытия.  
Трубите в новомесячие трубою, в определенное время (ба-кисе, בכסה   букв. в сокрытие), в день праздника нашего;  ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.  Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал. (Пс. 81:3-5) 
Новомесячье - это день сокрытия не только луны, но и лика Б-жьего, отмеряющего этой луной времена и сроки, как это происходило, например, в египетском рабстве. Воля и выбор Всевышнего Б-га, - пожалуй, это самое большое преткновение, с которым сталкивается человек, стремящийся следовать за Ним. И, вероятно, свобода выбора  Вседержителя нигде не проявляет себя так полно, как в назначении сроков для всего сущего и времен для всех событий.   По какой причине какое-либо событие должно начаться или закончится именно в этот момент? Разве мы никогда не задавали Ему этого вопроса? Иногда отсутствие ответа на него лишает нас веры. Мы читаем рассказы о миссионерах, посвятивших свои силы и таланты, все надежды и лучшие устремления души, и даже пожертвовавшие жизнью своей семьи, но так никогда и не увидевших плодов своего служения. Но спустя десятилетия их мечты вдруг становятся явью и, как будто, даже без особых усилий, без боли и слез. Неужели искреннее посвящение высокой мечте может быть лишь тщетой? Вероятно, это вопрос задавали уже первые христиане, поскольку ответ на него остался в письмах Павла: мы можем не дождаться исполнения обетований Всевышнего, но это не означает недостатка нашей веры или неправильности наших усилий. Наоборот, именно так обнаруживается торжество веры и как никогда ощущается её благодать (Послание Евреям 11,12 гл.). У Всевышнего Б-га никогда не остаётся втуне ни какое доброе дело («…всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом». (1Кор.15:58) ), и каждое переживание, каждый вздох поднимаются и слагаются у Престола, где служит наш небесный Первосвященник. И рано или поздно чья-то кровь и молитвы скажут своё слово, когда Всевышний назовет срок страстно ожидаемому событию, за которое некогда возносились эти молитвы и проливалась эта кровь.

Переживание тяжелого  страдания и ощущение молчания Б-га трактовались библейскими пророками как проявление Его присутствия, несмотря на видимость Его отсутствия. Как это ни странно, пророк Исайя в самом факте, что Б-г не видим и скрывает Себя, находит лучшее доказательство, что Он - истинный Б-г, и единственную причину, почему мы можем верить и надеяться на Б-га: "Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него" (Ис. 8:17). Истинная вера в Б-га подразумевает опыт, который бросает вызов этой вере. Несмотря на Его отсутствие, не смотря на то, что все события вокруг нас кричат, что Он бросил нас, все же у нас нет другого Б-га. Даже если Б-г не благословляет наших рук, и наши мы, кажется, зависли в каком-то бесконечном тягучем сне, даже если Он не отвечает на наши молитвы, Его присутствие не подвергается сомнению; мы верим, несмотря на все это.  Только те, кто переживал отсутствия Б-га, были способны испытать Его присутствие. Пока мы верим в Б-га, который сразу отвечает нам, пока наш Б-г не никогда не удивляет нас, Он - просто идея о Б-ге, просто богословие; но еще не сам Б-г; мы никогда не встречали Его. История Иова иллюстрирует нам это. Только после сумятицы своей боли, жесткости своих вопросов и своих криков к Нему, наконец, он признается Всевышнему: "я слышал о Тебе слушанием уха, но теперь мой глаз видит Тебя" (Иов 42:5). Это последний и парадоксальный урок, который Эли Визель вынес из опыта газовых камер Второй мировой войны: «После Освенцима, я не думаю, что мы можем говоритьо Б-ге; мы можем только... говорить с Б-гом».

«Не ваше дело знать времена или сроки» (Деян.1:7), - предупредил Господин Времени. И всё же человек очень тяжело переживает, когда сроки Всевышнего не совпадают с его надеждами.  Как стремился Моисей увидеть тот момент, когда его любимый народ вступит в обетованную Спасителем землю, и сам Б-г «отрет слезы с их очей». Это была мечта всей его жизни, это был труд всей его жизни, вся его боль, радость, устремления и молитвы. Вседержитель знал это. Он понимал сердце Моисея гораздо глубже, чем сам Моисей. Поэтому вопреки естественному течению времени, Он совершает чудо, называемое пророчеством, и позволяет ему увидеть событие, к которому тот стремился «всем сердцем, всей душей и всем помышлением своим». У Милосердного есть очень много способов подойти и утешить нас, когда Его сроки начинают ложиться на нас тяжестью неисполненных обетований. У Него есть… понимание нашей боли. Тяжесть утрат, которую мы смиренно носим в своем сердце до конца жизни, не выглядит в Его глазах проявлением недостаточного доверия Ему. Вероятно, наша боль, - лишь слабое отражение страданий Самого Вседержителя, который не менее нас мечтает завершить сроки Своего спасения. 

Но, забыв это, как же легко мы переводим нашу боль в разочарование и протест! 
Почему израильтяне так долго страдали в египетском рабстве? Попробуем представить себя, рожденного в общем бараке и через двадцать лет просто  не доползшего до своих нар, и этот вопрос перестанет быть для нас богословским. «…ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Бытие 15:16) , - так был обозначен час избавления для них. Но почему каждый день, выходя на работу, вы, а не аморреи, должны перешагивать через бездвижимых матерей, у которых в эту ночь новорожденное дитя живым разорвали крокодилы? Почему вы должны видеть их пустые глаза? Почему вы должны видеть и слышать то, что человеку нельзя видеть и слышать? Почему мера ваших страданий должна зависеть от аморреев, о которых вы никогда не знали? 
Человек отворачивается от Б-га и перестает  молиться словами, которые так трепетно сохраняли его предки. Да, человек не прав в своём выборе. Но слова этих молитв слишком сильно бередят сердце несбывшейся мечтой, и неожиданно глубокой оказывается рана разочарования в неисполненных обетованиях. «Избавить же, Ты не избавил народа (Исх.5:23) » - наверное, так кричали израильтяне Всевышнему Б-гу и до Моисея, иначе Иохаведа не смогла бы передать ему веру в Исход. Но Моисей дожил до полноты времени, когда пророчеству суждено было исполниться. А его предшественники нет. И уходя утром на работу, перешагивая через недвижимые тела своих жен, которым не дали стать матерями, они разочаровывались во Всевышнем, они протестовали против Его сроков.  
Как относится Б-г к человеку, не дождавшемуся полноты Его времени?
«Бедная, бросаемая бурею, безутешная!(Ис.54:11)» - эти слова были предназначены не страдающей, но побеждающей церкви, а ушедшему от Б-га Израилю. Новомесячье - это обращение Б-га к тем, кто жаждал исполнения Б-жьих обетований, но не дождался их.

С новомесячьем в Израиле связанно только одна заповедь: в этот день женщины воздерживаются от работы, которую можно перенести на другой день (стирка, уборка). Этим Рош ходеш напоминает субботу. Рош ходеш не провозглашает ни каких великих истин о Б-ге, как это делает Пейсах, Йом Киппур, Пурим или Суккот. Он просто приходит и садится рядом с усталым человеком, как объятье Неба, как веяние субботы.  Рош ходеш не является праздничным днем, т.е. днем отдыха. Но, врываясь в человеческую жизнь, в её будни он приносит ощущение праздника, его предчувствие.
С этого малой надежды утешения, с этого веяния Неба, Рош ходеш начинает великие преобразования в жизни усталого человека. Движение Солнца отмечало начало субботы,  но только луна давала отсчет для всех праздников Библии:
Он сотворил луну для [указания] времен… Пс. 104:19
Пока в шатры Израиля не входил Рош ходеш, здесь не мог появиться ни один праздник со своим рассказом о Всевышнем.  Без новомесячья человек не мог открыть для себя величественного рассказа Пасхи о смерти Мессии, грозного и ликующего звучания судного дня, не мог услышать призывов праздника седьмиц или пятидесятницы. Необходимость новомесячья в календаре божьего народа была бесспорна.
Медленно, но верно Рош ходеш совершает великие преобразования в судьбе человека. Слово ходеш (месяц)  родственно слову обновление. Это означает, что то, к чему прикасается Рош ходеш, получает способность обновляться.

В иудаизме луна воспринималась как символ еврейского народа, свидетеля Б-жьего Откровения:
Вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах Пс. 89:37
Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?  (ПП.6:10)
Новый завет закрепил эту традицию (Откр.12:1)
Отсюда основное значение праздника:  новомесячье символизирует будущее обновление народа Израилева, о котором говорят пророчества:
И свет луны будет, как свет солнца,
а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней,
в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего
и исцелит нанесенные ему язвы…. (Ис. 30:26)
во дни его процветет праведник, и будет обилие мира,
доколе не престанет луна…(Пс. 72:7)
Главной проповедью новомесячья было  свидетельство о Б-ге, мечтающем поднять свой усталый народ. Оно должно было напоминать Израилю о постоянном желании Всевышнего возвысить его, о тоске Б-га по Израилю, о том благе, которое Господь хранит для него.
Сюжет 80 псалом, единственного сохранившегося в Библии псалма на новомесячье, полностью воспроизведен в притче Иисуса о блудном сыне:   вначале описан дом отца, радостный и полный, затем желание Израиля уйти. Отец отпускает его, а затем его крик и твердая вера в то, что однажды сын вернется.  Псалом заканчивается описанием пира, который Б-г предвидит и желает приблизить, ибо
если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.  2 Тим. 2:13 
Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?  Никак. Бог верен… Рим. 3:3-4  
Псалом, как и весь праздник новомесячья – это единый призыв обратиться, вернуться, вспомнить.  Тоска и ожидание Б-га, без единого упрека, Его предвкушение радости от встречи с нами. Новомесячье говорит, Б-г не просто ждет, не просто зовет, Он кричит, Он потрясает небеса, взывая к Своим детям. Чтобы совершить обновление Израиля, Рош ходеш получает власть творить чудеса. Месяц в библейской культуре часто оказывается связанным с чудесами – сверхъестественными явлениями, выходящими за рамки законов природы, которые совершает Всевышний по своему желанию, показывая, что Он и только Он Властелин мира (И.Нав 10:12-14, Ис. 13:10, Иоиль 2:31, Ав. 3:11).

Почему  Б-г не осуждает нас, принимая к себе измученных своими страхами и заботами, сомневающихся в сроках Его спасения и в мудрости Его планов?
«Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть (Рим.3:20)». Мы охотно соглашаемся с этой фразой. Но ведь она, по сути, открывает страшную о нас правду: любого человека можно опустошить, низвести до любого состояния. Кроме Одного. Того Самого, Которого звали Мессией.  Самый мудрый человек на земле очень хорошо знал о себе одну вещь: под напором обстоятельств он может пасть. И никакое знание теологии и прошлые заслуги перед Вседержителем не остановят его перед оскорблением Святого Имени. Об этом он переживал. Об этом он молился:
«Питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: "кто Господь?"
и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Б-га моего всуе (Прит.30:8,9)». 
Пока мы помним о своей немощи, о своей всегдашней готовности отказаться от Б-га, Милостивый и Истинный даёт нам возможность господствовать над своим грехом. Эта зависимость  от силы Вседержителя останется актуальной для сохранения нашей верности Б-гу даже тогда, когда Дух Святой, кажется, уже совершит Своё Запечатление. Понимание своего несовершенства и  своей зависимости от милости и выбора Вседержителя станет отличительной чертой тех, кто сможет пережить последние этапы истории Земли, о которых возвещало новомесячье:
«ибо тогда будет великая скорбь,    
какой не было от начала мира доныне, и не будет.
И если бы не сократились те дни,
то не спаслась бы никакая плоть;
но ради избранных сократятся те дни (Мтф.24:21,22)». 
Если мы помним о себе, что в  нас таится предательство по отношению к нашему Б-гу, тогда видя ошибку другого, мы не станем гордиться, но… боятся. 
Описывая торжество христианской общины,  Павел оставляет своё предупреждение: «не гордись, но … бойся»( Рим.11:20). Чего должна опасаться христианская церковь последних веков? Нет, не Израиля. Но своей уверенности в избранничестве. Быть правым на земле грешников достаточно легко, - здесь всегда найдется некто, кто грешнее и хуже тебя, кто согрешил против тебя. Помните: «Б-же! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лук.18:11)? Что ответил Праведный Судия на эти слова? - «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лук.18:14)». Вседержителя не так интересует наша праведность (понятие достаточно зыбкое и условное для потомков Адама), как то, что мы делаем с этой своей праведностью. Как мы поступаем, в праведном гневе возвышаясь над большим, чем мы грешником, и, кажется, имея полное право воздать за его преступление? 
Грозные и суровые слова пророков полны обличения Израиля в его отступничестве от Всевышнего Б-га. Однако, отдавая его во власть других народов, по обычаям которых Израиль так стремился жить, Вседержитель не стремился к тому, чтобы эти народы стали судьёй и палачом Его сыну. Скорее наоборот, рассеянный и униженный Израиль сам становится пробным камнем для своих величавых и более праведных соседей:
 Ибо так говорит Господь Саваоф:
для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас,
ибо касающийся вас касается зеницы ока Его (Зах.2:6, см. также, например. Ис.10:5-17).

Когда совершится «утешение Израиля» (Лук.2:25)? Когда настанет для нас время укрыться в объятиях Неба от собственной озлобления, страха, непонимания своей судьбы? Только один праздник Библии выпадает на новомесячье  – рош ха шана, праздник труб, рассказывающий о начале звучания трубного звука над землей(как об этом написано в Отк.14:6-11). Не случайно в пророческих текстах новомесячье месяца нисана названо днём очищения святилища:
Так говорит Господь Бог: в первом [месяце], в первый [день] месяца, возьми из стада волов тельца без порока, и очисти святилище. Священник пусть возьмет крови от этой жертвы за грех и покропит ею на вереи храма и на четыре угла площадки у жертвенника и на вереи ворот внутреннего двора.  То же сделай и в седьмой [день] месяца за согрешающих умышленно и по простоте, и так очищайте храм. (Иез.45:18-20)
В новомесячье первая группа евреев отправилась из Вавилона в Иерусалим.
Ибо в первый день первого месяца [было] начало выхода из Вавилона, (Езд 7:9).
Новомесячье стало временем исследования народа Б-жьего, кто из них был Истинным Израилем, а кто нет: и окончили [исследование] о всех, … к первому дню первого месяца. (Ездра 10:17). Время прихода новомесячья, время звучания труб собирания Израиля в конце дней, как предупреждает Библия, будет и временем испытания для него. В Храме в новомесячье дополнительно приносился козел в жертву за грех, как это делалось в Йом Киппур (о жертвоприношениях новомесячья: Числ. 28-11-15)  
(Библия даже поясняет, что станет камнем испытания во время суда новомесячья? И сказал Давид Ионафану: вот, завтра новомесячие, и я должен сидеть с царем за столом; но отпусти меня, и я скроюсь в поле до вечера третьего дня.  Если отец твой спросит обо мне, ты скажи: „Давид выпросился у меня сходить в свой город Вифлеем; потому что там годичное жертвоприношение всегчо родства его".  Если на это он скажет: „хорошо ", то мир рабу твоему; а если он разгневается, то знай, что злое дело решено у него (1 Цар. 20:5-7). 
Трижды (5,18,24 стихи) текст подчеркивает, что выбор Саула «за» или «против» Давида, совершался в новомесячье).

Время прихода Б-жьих сроков не зависит от человека: без нашего участия на Земле исполнилось время Пейсаха, без нашего участия приблизился срок исполнения Праздника труб. Луна набирает свою полноту без нашего участия. Но человек решает, желает ли он присоединиться к событиям, сроки которых называются у Небесного Престола, на Высоте, или же нет. Ритуал освящения нового месяца совершается индивидуально, каждым человеком отдельно, над бокалом вина, символом завета. (Вы помните древне пророчество об этом:  А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.  В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской.  И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо;  племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо.  Все остальные племена-- каждое племя особо, и жены их особо (Зах. 12:10-14).)
При этом освящение месяца проводится в разные дни, в зависимости от того, когда человек лично увидел новую луну, знамение сроков Всевышнего.  Интересно молитва, которая читалась при освящении нового месяца во время Второго храма: «Пророк Элияху скоро придет к нам. Скоро поднимется Царь Мессия. Как мы радуемся теперь в Иерусалиме, в Храме, так пусть умножатся радостные дни в Израиле в конце дней и поднимутся мудрецы, изучающие Тору. Новый месяц освящен, освящен согласно Торе, согласно установлениям, освящен на Небесах, освящен на Земле». (Софрим, 19) Произнести такую молитву, возвещающую о начале месяца, можно было только после выступления двух свидетелей, когда новая луна ярко светит на землю. Благословение читают стоя, как некогда стоя совершали Пасху в Египте. Заповедь освящения месяца, как и пасхальная заповедь, была дана Израилю в момент освобождения, поэтому при освящении каждый иудей просит  Всевышнего, чтобы он лично удостоились участвовать в избавлении, когда изгнанные сыны Израиля начнут стекаться к Б-му Имени со всех концов света.

Какую роль играло новомесячье в возвещении Б-жьей воли о нас, и почему в последнее время есть смысл задуматься над духовным значением этого праздничного времени, было записано и разъяснено еврейскими мудрецами уже давно. Но почему новомесячье будет на Новой Земле? Что будет значить праздник обновления для уже безгрешного человека? Новомесячье призывает помнить о нищете нашего духа, о нашей неспособности отражать светлый образ Творца без Его благословения. Чтобы жить, мы всегда будем нуждаться в Б-ге. Новомесячье, время созревания плодов на дереве жизни, будет напоминать нам о нашей вечной зависимости от Его обновляющей силы:
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов  (Отк. 22:2).
Чем-то вкушение плода с дерева жизни напоминает пасхальный седер, – тот единственный праздник, который будет совершаться на Новой земле и для обозначения сроков которого и было впервые назначено новомесячье при Исходе (месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года,  Исх.12:2).

Сегодня новомесячье только образ. Сегодня вся полнота Источника жизни, обновляющего нас, еще сокрыта от нас.  Реальность наступит только на Новой Земле, когда «из месяца в месяц, из субботы в субботу» (Ис.66:23) будет совершаться тот пир встречи с Господом, о котором пророчествует новомесячье. Именно тогда человек обреет способность отражать славу своего Творца все более и более, как восходящая луна. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, будемпреображаться в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа  (2 Кор. 3:18).

Вернуться на Главную -- Праздники