Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские праздники

Пасха - праздник освобождения Творца

МАПа

Так говорит Господь Саваоф: возревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом возревновал Я о нем. Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Господа Саваофа - горою святыни…Так говорит Господь Саваоф: если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах? говорит Господь Саваоф (Зах. 8:2-6).    
Как правило, мы не видим большинства действий Б-га, совершаемых ради нас. Мы не знаем о труде ангелов, борющихся за умы нашего правительства, чтобы наша страна жила в мире, как это описано в Дан.10:11. Мы не догадываемся о Его влиянии на наших начальников, как это записано в Рим.13:1,2. Мы не обращаем внимания на Его усилия сохранить для нас чистый воздух и доставить продукты питания. Мы не улавливать Его голоса в ежедневном течении жизни вокруг нас, Его касания к нашим жизням. Он делает все спокойно, обстоятельно и невидимо, как хозяин в своем доме, пока его дети еще спят и не подозревают о его делах.  Он долготерпит, мечтая о нашем пробуждении. Но иногда Его сжатые как пружина чувства большие не могут томиться, ожидая нас, и они устремляются на землю, сметая на пути все, что стоит между ним и человеком. Его долго сдерживаемые эмоции – тоска по человеку, неудовлетворенная любовь и невостребованная нежность - словно прорываются наружу, и обрушиваются на нас как чудо, как откровение, как пришествие, как счастье.
И придет Искупитель Сиона и [сынов] Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь… И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом (Ис. 59:17-20). 
В еврейских комментариях праздник Пасхи словно имеет двойное лицо. С одной стороны это время освобождения Израиля из Египта или образ спасения человека от рабства греха. Мы образуем название праздника от слов «пройти мимо»  и говорим, что пасха знаменует собой время, когда ангел смерти проходит мимо человека: скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо (пасах, פסח
) домов сынов Израилевых в Египте (Исх.12:27).
Но Пасха имеет и другой лик, подмеченный еврейскими мудрецами, - это праздник свободы Б-га, когда Он сбрасывает с себя вечные оковы ожидания человека и бежит, бежит навстречу ему.
Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.  Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера;  и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их (Ис. 42:13-16). 
Перевести название праздника можно как "Пе сах" – т.е. «уста говорящие» или «раскрытие уст». Пасха - это время, когда Б-г перестает молчать. Идея рта («пе») проходит через все заповеди Пасхи.  На пасху нужно или есть, - и до сих пор воспоминание пасхальной вечери – это еда. Или необходимо рассказывать, как написано: и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь (Исх. 10:2). Пасхальный седер в еврейских домах, это чтение агады, это рассказ об исходе. Само съедание пасхи - это тоже рассказ. Все, что связанно с этим праздником, - связано со ртом. 
Из Библии мы знаем, что наш Б-г любит поговорить. Его творение происходит от Его слов:  ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось (Пс. 33:9). С Его слов началась жизнь нашей планеты и каждого из нас. Его Воплощенное Слово, - Иисус, -  стало почти единственным способом для Него раскрыть перед нами Своё сердце. Наш грех только усилил Его неистребимое желание говорить с нами: Б-г, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,   в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1:1-2). 
Но грех сделал нас не способными слышать Его слова. Поэтому Он вынужден сдерживаться, чтобы не испугать нас. И все же, иногда Он позволяет своим чувствам вырваться наружу, удивляя нас. Иногда Б-г позволяет Себе говорить с нами открыто и ясно. О таких вспышках откровения и рассказывает праздник Пасхи.

Однажды, как говорит Писание, Б-г решил поговорить с одним из народов – … Египтом:
тогда узнают Египтяне, что Я Господь (Исх. 7:5).
Центральный персонаж в библейском повествовании о первой Пасхе – это фараон. Все усилия, все молитвы, все переживания Моисея и Аарона направлены исключительно на то, чтобы  убедить фараона отпустить евреев. Египетские казни очень похожи на монолог Б-га, который Он постоянно пытается перевести в диалог: Б-г говорит: «Я сделаю то-то и то-то». Фараон молчит. Б-г говорит: «Смотри, тогда я сделаю то-то и то-то». Фараон молчит. Он боится этого Голоса и этих Слов, он желает скрыться от них. Но не пытается ответить. Почему Б-гу так необходимо подвести Египет к разговору с собой, разве не достаточно односторонней демонстрации власти? Египет был домом рабства не только как экономическая структура, но и как политическая система. В Египте не только рабы пребывали в полном подчинении, но и их начальники были рабами по отношению к следующему уровню власти. Даже вельможи здесь были рабами фараона.  А фараон, хоть и называл себя богом, все же почитал себя доверенным слугой и рабом Нила, -  единственного, как полагали египтяне,  источника жизни.
Рабы говорить не умеют. Рабов никто не слушает. Мудрость бедняка презирают, и слов его не слушают (Ек. 9:16). Если тебя слушают - это свидетельствует о твоём статусе. Суть освобождения рабов – это научить их говорить, побудить их к этому. Свобода – это высвобождение речи.
Если бы Б-г решил просто вывести евреев из Египта, можно было найти более простой вариант, чем пытаться договориться с фараоном. Но в этом случае, вместо одного насилия - фараон угнетает своих подданных, - могло быть другое насилие, – Б-г заставляет фараона отпустить рабов. Египет не был бы побежден, идея свободы не была бы осуществлена. Поэтому Б-г, не смотря на упорное нежелание фараона не отвечать, обращается к нему снова и снова. Египет должен был заговорить с Б-гом, чтобы было разрушено его рабство. Грех заставляет человека молчать. Молчать и со своим ближним, и с нашим Творцом. Чтобы рабства греха более не довлело над нами, нам нужно заговорить с Б-гом:
Так говорит Господь, Который сотворил [землю], Господь, Который устроил и утвердил ее,- Господь имя Ему:   воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь (Иер. 33:2-3).  

Как вообще появилось в Египте рабство?
Это произошло за много лет до Исхода, когда одному из прежних фараонов снились сны. Ему снились семь тучные, а затем семь тощих коров, выходящих из Нила. Казалось бы, – эти сны легко разгадать. Каждый поймет, что если в начале есть тучные коровы, а потом худые, – значит вначале есть еда, а потом её нет. Для этого не нужно быть великим мудрецом. А египтяне были ими. Они строили свои пирамиды, ориентируя их по звездам, проводя точнейшие астрономические расчеты. Но они не рискнули отгадать сон фараона; они молчали перед вызовом Б-га. Почему? Сама мысль о том, что в Египте может случиться голод по вине Нила, – кажется им абсурдной. Река всегда давала пищу. Если вы помните, голод случался даже в обетованной земле, и Авраам приходил за хлебом именно в Египет. Как же может случиться так, что в Египет нечего будет есть? Невозможно представить, что за привычным распорядком вещей, за счетом лет, за нашими усилиями добыть пропитание, стоит Некто. И этот Некто хочет установить с нами контакт, послав фараону сон.
Чтобы произнести фразу о голоде в Египте мудрецы должны преодолеть собственное видение мира, в котором они безопасны благодаря своему умением вести хозяйственную деятельности и 
их источнику пропитания - Нилу. Мудрецы не открыли тогда своих уст, и к власти в Египте пришел человек, который за семь лет голода обратил всё население страны в рабов. Время Моисея и Аарона было временем второго шанса для Египта заговорить с Б-гом. Сам Исход должен был совершиться не зависимо от того, решатся ли в конце концов египтяне заговорить со своим Творцом или нет, поскольку время Исхода было заранее оговорено и в его условиях не были упомянуты египтяне – Быт.15:16).

И вот, спустя много лет, Б-г добивается Своего. Он вынуждает Египет заговорить с Ним. В конце десяти казней фараон освобождает сынов Израиля, - поступок, противоречащий разуму. Б-г говорит ему: «отпусти Моего первенца, или твои первенцы будут поражены». Первенцы Египта действительно погибли, значит, больше нет никакого повода отпускать Израиля. Фараон  больше платить не должен, он не должен никого освобождать. Но фараон отпускает Израиль. Вероятно, аргументы Б-га о Своем бытие были настолько убедительны, что фараон был вынужден что-то ответить Ему. Удивление перед Словом Б-га было настолько большим, что часть египтян даже пошла за Его голосом в пустыню.

Почему мы с вами боимся отвечать Б-гу? Может быть, мы тоже как египтяне не хотим, чтобы менялся наш привычный мир. Человек очень не любит непредсказуемые перемены. А если говорит Б-г, мир непременно меняется. Такого свойство Слов Творца. Если это так, тогда опыт Египта может нас предостеречь от чрезмерного запирательства перед Б-жьим Словом. Оно все равно придет к нам, - об этом предупреждает праздник Пасхи. Если бы пасха завершилась тогда, при Исходе, или даже во время Голгофы, тогда не было бы нужды каждогодно (Евр.10:1-3) вспоминать её. Но постоянно помятование Пасхи напоминает нам о том, что Б-г не потерял ни настойчивого желания, ни интереса внезапно приходить к человеку. С Б-гом не поиграешь в молчанку. Всей душой, всем сердцем, всем помышлением Своим Он стремится к человеку. И однажды, чтобы мы увидели Его смеющиеся глаза, Он очень жестко ставит нас лицом к лицу с Собой.

 «Десятью речениями Б-г создал мир», говорят еврейские мудрецы. Попробуйте сосчитать в 1 гл. Бытия, сколько раз Б-гу пришлось открывать Свои уста, чтобы сотворить мир, и вы убедитесь - ровно десять. Египет на некоторое время прочно закрыл уста Б-га, не давая своим рабам слушать Его. Чтобы послать в этот мир десять заповедей нового Откровения, Творцу необходимы были десять казней. Пасха – это открытие уст Творца миров, которые оказались запечатанными; праздник, когда Его речь, вырывается на свободу, - и устремляется к тем, кому она предназначена.  Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, -  так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.  Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.   Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое (Ис. 55:10-13).
Первая остановка по выходу из Египта называлась «пи а херот» (Исх.14:2), что означает «освободившиеся уста». Речь Б-га стала свободна. А любое свободное слово – творит.

Но как же в таком случае отмечать Пасху? У еврейского народа есть заповедь: «И всякий, умножающий рассказ об Исходе, достоин похвалы». Что значит «умножать рассказ об Исходе»? Ведь речь идет о неком событии, которое уже совершилось в прошлом. Добавлять что-либо к нему новое, значит сочинять апокриф.  Умножить рассказ об Исходе можно только в одном случае: добавив к нему новых персонажей. Например, себя.  Поскольку твои отцы вышли из Египта, значит, и ты способен повторить это.  Правильная Пасха – это рассказ не сколько о прошлом, сколько свидетельство о настоящем. Когда мы вспоминаем о Пасхе, например на вечере, мы делаем это для того,  чтобы увеличить рассказ о ней. Но при этом надо помнить, что меня слышат, только когда я являюсь самим собой. Если я копирую других, то меня слушать неинтересно. Время Пасхи – это время проверить себя: есть ли у меня своё слово о Б-ге, своё открытие Его, своё удивление перед Ним? Пасха – это праздник свободных людей, готовых говорить с Б-гом и о Нём.   Господь Б-г дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся.  Господь Б-г открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад (Ис. 50:4-5).

Короткая фраза Павла: Пасха наша, Христос, заклан за нас.. (1 Кор. 5:7), словно безвозвратно относит Пасху в прошлое время. Иногда Имя Иисуса Христа воспринимается как некий оберег, - знающие его и исповедующий его, как правило, уже почитают себя принятыми Б-гом, и  вполне пригодным для Царствия Небесного.   Мы, христианские народы, приняли Иисуса уже две тысячи лет назад, а теперь нам остается только ждать от Б-га награды за свою предусмотрительность. Но если честно прочитать фразу Павла, то можно заметь, что в прошлое Павел отнес только распятие Христа (Христос заклан). А вот Пасху он соотносит с настоящим временем (пасха наша есть). 
Вопрос Пасхи – праздника освобождения Слова Господа - Писание относит, как ни странно, в будущее, а не в прошлое. Согласно книги пророка Иезекииль, время Пасхи связано с последними днями истории Земли и называется также время очищения небесного святилища:
Так говорит Господь Б-г: в первом [месяце], в первый [день] месяца, возьми из стада волов тельца без порока, и очисти святилище.   Священник пусть возьмет крови от этой жертвы за грех и покропит ею на вереи храма и на четыре угла площадки у жертвенника и на вереи ворот внутреннего двора.  То же сделай и в седьмой [день] месяца за согрешающих умышленно и по простоте, и так очищайте храм (Иез.45:18-20).
В первом месяце берется кровь жертвы, и ею мажутся косяки двери, ведущей во святое святых и двери внутреннего двора, - действие, точно повторяющее события Пасхи. И так очищается святилище. 21 и 22 стихи конкретно указывают, что речь идет о событиях нисана:  В первом [месяце], в четырнадцатый день месяца, должна быть у вас Пасха, праздник семидневный, когда должно есть опресноки (Иез.45:18-21).
Пасха в пророчествах библейского календаря оказывается соотнесенной с нашим временем, которое мы почитаем временем начала Суда в небесном Храме, временем очищения святилища. 
Именно в наше время наш Творец чувствует особое беспокойство о нас, особое, навязчивое желание быть с нами. Вы помните, как Иисус сказал о дне Своего пришествия:  О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мат. 24:36)? Это фраза означает, что подготовку Своего пришествия Б-г не доверяет ни кому, Он сам занимается всеми приготовлениями. О дате первого пришествия знал, например, Гавриил: он предупредил о ней пророка Даниила, он же разговаривал с Марией, Захарией и, вероятно, с другими людьми, готовя путь Господу.  Но со вторым пришествием будет не так. Б-г самолично занимается каждой мелочью, связанной с ним. Он оставляет за Собой право ворваться в наш мир в любой час.  
Сегодня Его голос раздается особенно волнующе и особенно нетерпеливо. Сегодня Он готов обрушить на человека всю Свою тоску и мечту о нас – обнять Своим Святым Духом. На каком расстояние от человека вы можете ощутить его дыхание? – Контакт должен быть достаточно тесным. Насколько же близко Б-г желает подойти к вам сегодня, если человек будет ощущать Его дыхание, раскрытие Его уст? Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: „Господь оправдание наше!" Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: „жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской ", но: „жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей (Иер. 23:5-8).
Библейский календарь, совершая свой мерный круг, праздником Пасхи ежегодно свидетельствует о неизменном желание Б-га ворваться в наш мир: и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. (Мал. 3:1).  Как вам нравится такой настойчивый Б-г? Вы готовы сказать Ему хоть слово?
А Ему, сказавшему: „ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших "  (Евр 4:7), честь и слава, как Отцу, сыну и Святому Духу. Аминь.

Вернуться на Главную -- Праздники