Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские праздники

Размышление над 58 главой пророка Исайи.
Пост десяти дней раскаяния

МАПа

«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его. 
2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои,
как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Б-га своего;
они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Б-гу:
3 „Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?"
- Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. 
4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других;
вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. 
5 Таков ли тот пост, который Я избрал,
день, в который томит человек душу свою,
когда гнёт голову свою, как тростник,
и подстилает под себя рубище и пепел?
Это ли назовёшь постом и днём, угодным Господу? 
6 Вот пост, который Я избрал:
разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу,
и расторгни всякое ярмо; 
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. 
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт,
и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. 
9 Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиёшь, и Он скажет: „вот Я!"
Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, 
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца:
тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; 
11 и будет Господь вождём твоим всегда,
и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои,
и ты будешь, как напоённый водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. 
12 И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые:
ты восстановишь основания многих поколений,
и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
13 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой,
и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым,
и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами,
угождать твоей прихоти и пустословить,- 
14 то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли
и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это»
Исайя 58:1-14.

Пост – один из неотъемлемых атрибутов любой религии. О его важности говорил и Иисус (Марк 9:29). И конечно возникает вопрос: в чем суть поста? Какой смысл для Б-га в том, что человек не ест в определённые дни или часы?  

В христианской церкви встречается разное понимания сути поста, и соответственно разные способы его совершения. Сегодня чаще всего вы просто не заметите постящегося человека, если только он сам не предупредит вас об этом или если вам не случиться вместе перекусить. При этом «пост» сопровождается всем тем, что сопутствует «не-посту» – те же разговоры,  дела, эмоции и интонации. Поэтому с нехристианской стороны такой пост воспринимается видом лечебного голодания, но только с религиозной мотивировкой.
В библейские времена постящийся человек легко выделялся:  
«Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело своё вретище,
и постился, и спал во вретище, и ходил печально»
(3 Цар.21:27).
«Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: „чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,  и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» (Иона 3:6-8).
«Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним
[и лежал] до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпАли прахом головы свои» (
И.Нав.7:6).
«Вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою. 
Лицо моё побагровело от плача, и на веждах моих тень смерти,..»
(Иов 16:15-16).
В те времена во время поста человек принимал на себя видимые знаки смерти. И это не случайно, ведь пост - это время, когда человек заканчивает свою жизнь, когда человек осознаёт, что столкнулся с таким препятствием, которое ему не преодолеть и от которого он или те, кого он любит, погибнут. В преддверие близкой смерти жизнь останавливается. Человек не ест, не пьёт, он не занимается украшением себя и посторонними делами, он не может ни о чём думать, как только о предстоящем. Он молится об этой угрозе почти непрерывно.
Это вовсе не означает, что человек полностью самоустраняется от жизни. Нет, он жив, и на нём лежат обязанности, которые поручил Б-г как всякому живому. Если он должен что-то сделать для другого человека в день своего поста, он должен это сделать, должен пойти на работу, выполнять всё, что должен по своим обязательствам. Например, в пост не принимают ванну, - но этот запрет связан лишь с наведением внешнего блеска и красоты: для содержания себя в опрятности в день поста человек может принять душ. Чтобы понять, что делает человек в свой пост, а что нет, нужно вспомнить, как вы ведёте себя во время какой-то большой утраты или депрессии. Вы сосредоточены только на одном, отказываетесь от пищи  и тем более от каких-то увеселительных вещей. Вы выполняете повседневные обязанности, но через усилия. И это всегда заметно со стороны. Не специально заметно, о чём предупреждал Иисус в Евангелии от Матфея:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мтф.6:16-18).
Пост за какого-то человека возникает из осознания, что ты умрёшь, или твоя жизнь окажется навсегда сломаной, если погибнет этот человек. Помните, как молился Моисей:  
«прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32:32, также Есфирь:  «если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему,  и народ мой, по просьбе моей!»  Есфирь 7:3)
То же ощущение безысходности и невозможности решить ситуацию служит мотивировкой для поста за личные проблемы. Ты понимаешь, что это конец, что ты дошёл до какого-то предела. И ты прекращаешь принимать пищу как живой для продолжения жизни, которую уже невозможно вести.  Послушайте, как постился Давид:
«я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне. 
Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. 
Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука. 
Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами. 
Помоги мне, Господи, Б-же мой, спаси меня по милости Твоей, 
да познают, что это - Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это»
(Пс.108:22-27).
Такой пост длится не по специальному расписанию, – сутки или несколько часов, - но до разрешения проблемы.

В Израиле были и иные виды поста, когда проблема оставалась неразрешимой для человека и рассматривалась как жизненно важная, однако для её решения он должен был со своей стороны совершить некоторые шаги, так же как и Б-г - со своей. Для исполнения такого поста человеку необходимо было сохранять силы, поэтому принимать еду не прекращали, но отказывались от кулинарных изысков:
«В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. 
Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои,
и мастями я не умащал себя до исполнения трёх седмиц дней. 
А в двадцать четвёртый день первого месяца
…» (Дан.10:2-4).
…Всевышний ответил на нужду Даниила.

Именно о таком посте писал Исайя в 58 главе своей книги (поэтому в тексте появляются слова: «раздели с голодным хлеб», что не соответствует нашим ожиданиям поста).  Пророк не составлял рекомендации постящимся иудеям. Он описывал определенный пост, конкретную дату библейского календаря. Исайя обращается к Десяти дням Раскаяния, которые следуют между праздником Новолетья (Рош ха Шана) и Судным Днём (Йом Киппуром). Праздник Трубления - так называется это время Пятикнижье Моисея, поскольку в каждый его день должны были звучать трубы, напоминающие о приближении Небесного Суда, об окончании небесной милости для человека. Трубы звучали не только в Храме или в синагоге; обязанность трубить в эти дни возлагалась на каждого еврея, у которого был шофар:   
«Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе,
и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его…»
(Ис.58:1), -
начинает эту главу Исайя. Это было время исполнить свои обязательства и обязанности, которые ещё оставались не выполненными в преддверии близкого Суда. В эти дни, раз в семь лет, согласно Закона необходимо было сделать прощение всех долгов, отпустить рабов на свободу (Вт. 15:1,2,12), а произведения земли отдать бедным. Поэтому Исайя напоминает сейчас иудеям об этом неисполненном долге:
«разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу,
и расторгни всякое ярмо; 
раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом;
когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся»
(Ис.58:6,7).
Всё, что происходило в эти Дни Трубления можно сравнить с историей покаяния Петра, когда апостол, услышав крик петуха, опомнился и заплакал. 

За 10 дней Трубления Небесный Суд, начавшийся в Новолетье, должен был закончить свою работу. Традиционным пожеланием в эти дни остаются слова: «да будешь ты записан (имеется  ввиду в книгу Жизни) на хороший год». К этому же периоду еврейские комментаторы относили и события 9 гл.  кн. Иезекииля, где описывается, как перед разрушением Иерусалима по городу прошёл Ангел и «на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него» (Иез.9:4), поставил печать Б-га Живого. В Судный День пожелания меняются на другие – «пусть будем мы запечатлены!» Т.е. приговор, который выносится в течение 10 Дней Раскаяния, в Судный День скрепляется печатью и уже никогда более не может быть отменён.
С постом этих дней связан обряд, который христианство знает как «крещение». После полудня в Новолетье (а затем и в последующие дни Трубления), евреи выходили на берег реки и совершали полное погружение. Обряд называется «ташлих» по первым словам молитвы, читаемой при этом: «Ты отошлешь (грехи наши).»  

«Последнее время» милости для жителей Земли согласно книге Даниила начинается с 1844 года: именно тогда у Небесного Престола судьи сели  и раскрылись книги (Дан.7:10). Описывая события и вести этого же периода времени книга Откровения прибегает к образам трех трубящих ангелов (Отк.14 гл).  На 10 Дней Трубления распространялись законы поста, поэтому те, кто прислушивается к трубам трех «Небесных вестников» не будут носить украшений и употреблять спиртного. От начала творения Всевышний хотел, чтобы человек питался тем, что Он определил для Себя и освятил Собою, чтобы человек сел с Ним за один стол. Когда человек ест то, что могло приноситься в Храм, где пребывала Слава Вышнего Б-га, он сам становился некоторым подобием дома Б-жия, и Дух Святой может пребывать на нём.  Дни Трубления были последним сроком для того, чтобы человек позволил Святому Духу запечатлеть его своим присутствием:  
«Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё;
и Отец Мой возлюбит его,
и Мы придём к нему и обитель у него сотворим»
Иоанн.14:23.
Для священников было установлено более строгое предписание, запрещающее им употребление алкогольных напитков (Лев. 10:8-11). Нам стоит обратить на это запрещение особое внимание, поскольку Творец хотел, чтобы весь Его народ был с Ним в священнических отношениях:
«А вы будете называться священниками Господа,
служителями Б -га нашего будут именовать вас»
 Ис. 61:1, также Исх.19:5,6.    
Брожёные напитки нельзя было приносить на место, где обитал Всевышний: 
«Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного,
ибо ни квасного, ни мёду не должны вы сожигать в жертву Господу; 
как приношение начатков приносите их Господу,
а на жертвенник не должно возносить их в приятное благоухание»
Лев.2:11-12.
Основным мотивом проповеди Дней трепета становится приближение времени окончания Б-жьего Суда и соответственно времени Б-жьей милости для человека. Это не значит, что жизнь для прислушавшегося к зову Небесных труб полностью прекратилась, - она только приобрела другую направленность из-за того, что человек понимает, что может лишиться её после завершения Суда.

Описывая пост Десяти дней раскаяния Исайя обращает внимание еще на одну часто пренебрегаемую обязанность человека по отношению к Господу:
И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые:
ты восстановишь основания многих поколений,
и будут называть тебя восстановителем развалин,
возобновителем путей для населения. 
Если ты удержишь ногу твою ради субботы
от исполнения прихотей твоих во святый день Мой,
и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым,
и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами,
угождать твоей прихоти и пустословить,
-  то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли
и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это (
Исайя 58:12-14).
Согласно этому пророчеству, люди, услышавшие трубные вести Неба, обратят внимание на свою обязанность чтить библейскую Субботу, согласно призыву: поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод (Отк. 14:7). Эта провозглашаемое Небом в преддверии Суда весть является цитатой из заповеди о субботе:  ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил (Исх. 20:11).
Пост и Суббота оказываются очень связанны между собой в библейской традиции. Принятие поста передаёт ту же истину, что и празднование Субботы: только от Сущего Б-га, сотворившего небо и землю, зависит моя жизнь, и сам я ничего не могу изменить в ней. Но Суббота, как весть о Творце всегда была выше, чем пост. Поэтому иудеи  не постились в субботу. А если какой-либо пост выпадает на субботу, его переносят. Исключение составляет Судный День. Это единственный праздник, который Писание также называет Субботой:
ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших,
чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное (
Лев.16:30-31)...
…также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения,
да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; 
никакого дела не делайте в день сей,
ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Б-га вашего; 
а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; 
и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей,
Я истреблю ту душу из народа её;  никакого дела не делайте:
это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;  это для вас суббота покоя,
и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца;
от вечера до вечера празднуйте субботу вашу (
Лев.23:27-32).

Хотя пост всегда связан с появлением какой-то бытовой трагедии или нужды, прежде всего он становится временем поисков Небесного Заступника  и исследования своего сердца, как об этом записано в книге Ездры: И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Б-га нашего (Езд.8:21).
Во время поста у нас возникает и усиливается желание видеть Б-га, чувствовать Его успокаивающую руку, -   
Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Матф.9:15)…
Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери?
душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди (
Пс.130:2).
Однако на самом деле у грешного человека не может возникать ощущения потребности в Б-ге. Такова наша природа. И то щемящее чувство одиночества и тяготения к Всевышнему, которое вдруг мы выделяем в своём сердце, на самом деле принадлежит не нам. Просто Б-г даёт нам почувствовать Свою тоску и стремление к нам:
Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя?,
ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем;
внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь (
Иер.31:20).
Восьмой Псалом, как ни одна другая песнь Писания, доносит до нас восторг человека, узнавшего свою роль и цену в глазах Господа:
Господи, Б-же наш! как величественно имя Твоё по всей земле!
Слава Твоя простирается превыше небес! 
Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих,
дабы сделать безмолвным врага и мстителя. 
Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звёзды, которые Ты поставил, 
то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; 
поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: 
овец и волов всех, и также полевых зверей, 
птиц небесных и рыб морских, всё, преходящее морскими стезями. 
Господи, Б-же наш! Как величественно имя Твое по всей земле! (
Пс.8)
К какому времени Иисус отнёс исполнение этого Псалма? Евангелия дают нам ответ на этот вопрос: И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.  Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! - вознегодовали  и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Матф.21:14-16) Кажется куда как странно! Псалом говорит о величии Господа, рисует эпические картины, и вдруг он, оказывается, описывает время, когда Иисус стоит посреди Своего Храма в Иерусалиме, а вокруг Него собралась кучка убогих и немощных. Где-то там вдалеке стоят недовольные, разогнанные торговцы прячутся по углам. Но вот здесь, возле Него сжались люди, которым больше некуда идти, которые не испугались Его, худые дети, которые карабкаются на Него (Матф.21 гл.). Об этой странной картине нищеты написан 8 Псалом. Потому что Своё величие, торжество, Свое ликование, Свою величайшую гордость Творец этого мира испытывает тогда, когда какой-то человек утыкается в Его хитон, плачет и говорит: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».
Именно тогда Вечносущий говорит небожителям:
порадуйтесь со Мною! Я нашёл... (Лук.15:6),
И радость моя [была] с сынами человеческими (Пр.8:31).  
Дар Святого Духа мы часто низводим до какого-то благословения свыше, дара, может быть - одобрения в вере. Но подумайте, насколько близко Б-гу надо подойти к человеку, чтобы окутать его Своим дыханием. Насколько мы можем ощутить в своём сердце Его великое стремление к нам, Его неистребимое желание прижать нас к Себе?   
Ты влёк  меня, Господи, - и я увлечён; Ты сильнее меня - и превозмог,..  (Иер.20:7).
И подумал я: „не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его";
но было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих,
и я истомился, удерживая его, и не мог
(Иер. 20:9).
Если в нашем сердце во время наших постов мы не слышим Его тоски по нашему присутствию, тоски «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8), не ощущаем Его  неистребимого желания сделать нас Храмом Своего Святого Духа, тогда наши голодания, да и саму нашу религию, вряд ли можно назвать по истине библейскими.

Вернуться на Главную -- Праздники