Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские проаздники

Праздник труб: напоминание о Синае

МАПа

В эти дни во все времена на земле звучали трубы, возвещающие приближение дня Суда и Искупления. Каждый еврей, имеющий шофар, обязан был каждый день, выйдя из дома трубить в него.  Звуки труб должны были возвестить всем людям о Б-ге, сотворившем небо и землю, море и источники вод, поскольку праздник Новолетья, прежде всего, отмечал дату окончания творения нашей планеты. Грозные трубы Новолетья напоминали и о приближении дня Великого Суда, в который Творец провозгласит свой приговор для всего сущего: Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня (Соф. 1:14). Звук шофара нес весть о воскресении мертвых после оглашения суда, как написано: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15:52).   Вести трубного зова должны были обратить внимание людей на слова пророков: Если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем;  и он, увидев меч, идущий на землю, затрубит в трубу и предостережет народ;  и если кто будет слушать голос трубы, но не остережет себя, - то, когда меч придет и захватит его, кровь его будет на его голове.  Голос трубы он слышал, но не остерег себя, кровь его на нем будет; а кто остерегся, тот спас жизнь свою. (Иез 33:2-5). Трубы Новолетья напоминали, что наступило время Господу собирать Свой особый народ, который удостоится излития Святого Духа:  и будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому;   и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме. (Ис. 27:12-13)  
Звучание труб в Новолетье также напоминало о синайском откровении. Некогда под звуки шофара иудеи приняли на себя обязательства Закона: На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. …и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом (Исх.19:16,19) .
Закон Господа многогранен. О его содержание Иисус сказал четко и ясно: Исследуйте Писания,… они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39). Если мы будем видеть в законе не пророчество о Мессии, а что-то иное, - юридические постановления, церемониальное законодательство с перечислением санитарных норм, - тогда нам захочется в нём что-то исправить, упразднить, списать за давностью лет. Сегодня мы вспомним один из законов, который почитают отмененным за ненадобностью, и посмотрим, какое свидетельство о Мессии он заключает в себе.  

Среди многообразия вестей трубного звука одно слово повторялось чаще всего: «Возвратитесь!» Даже суббота, которая выпадала на время десяти дней раскаяния перед Судным днем, называется суббота Возвращения, поскольку в ней читаются и разбираются библейские тексты, где звучит призыв Господа «возвратитесь!» - Говорят: „если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?" А ты со многими любовниками блудодействовала, - и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь (Иер.3:1)…  Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: „Отец мой! Ты был путеводителем юности моей!   Неужели всегда будет Он во гневе? и неужели вечно будет удерживать его в Себе?" Вот, что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем (Иер. 3:4-5)… Я отпустил ее и дал ей разводное письмо (Иер. 3:8)…Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, [дочь] Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, - не вечно буду негодовать.  Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.  Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион (Иер. 3:12-14).
Вышний Судия видит, что Его народ покинул его, более того, он осквернил Его имя, поскольку Израиль – это одно из имен Мессии (Ис.49:3-6). И как пожелал сам народ, Всевышний дает ему разводное письмо, т.е. официально разрывает с ним отношения Завета. Что говорит закон Моисея, т.е. пророчество об Иисусе, о такой ситуации?
 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего,   и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа,   но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену, -   то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.(Вт.21:1-4)
Этот закон часто противопоставляется словам Иисуса:
так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?   Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;   но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Мф. 19:6-9)
После сопоставления этих текстов делается заключение: если Иисус «не согласился» с законом Моисея в этом месте, значит, в Законе могут встречаться и другие постановления, которые ввел сам Моисей, а не Б-г. Такой вывод служит оправданием разделения Писания на богодухновенные тексты и на не богодухновенные, на обязательные для нашего исполнения и на «упразднённые» Христом.
Что же записал Моисей? Сама формулировка его установления говорит о том, что он не фиксировал юридического установления: в этом законе упоминается только один случай, когда женщина после развода с мужем, вышла замуж за другого, а тот умер (или снял с себя обязанности по отношению к ней). Если бы здесь утверждалось постановление о разводном письме, логичнее было бы записать общий случай развода, а не описывать подпункт о смерти мужа из подпункта о вторичном браке. Чтобы при прочтении этого места Писания избежать влияния своих ожиданий и комментариев, необходимо еще раз вспомнить, что все Писание свидетельствует о только Христе (Ин.5:39). В мире найдётся ни мало стран, чьи юридические законы более продуманы и более последовательны, чем законы Моисея. Но этот Б-жий вестник записывал не судебные постановления, но пророчества о Мессии, которые иудеи не только провозглашать устами, но и  декларировать своей жизнью, были их живым воплощением.  
Согласно Писания, муж и жена в Израиле могли  развестись по обоюдному согласию. Причем, это происходило без вины прелюбодеяния, поскольку в противном случае согрешившего супруга ждал не развод, а смерть:  Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и [так] истреби зло от Израиля  (Вт. 22:22).
Каков же был статус разведённых? Апостол Павел комментирует вопрос развода так:
Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь… А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведётся, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей]. (1Кор.7:15,10,11)
Павел писал о разводе без совершения прелюбодеяния, инициатором которой была неверующая сторона.  Он не случайно рассматривал именно этот случай, поскольку прелюбодеяние одного из супругов становилось достаточным и неоспоримым основанием для развода, признаваемым Небесным Престолом:
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. (Мф.5:32)
Согласно законам Моисея, если супруги разошлись (без вины прелюбодеяния), Небо продолжает расценивать их союз действенным, поэтому у них остаётся два варианта поведения: либо до конца жизни не вступать ни с кем в брак (ибо в этом случае они прелюбодействуют), либо искать примирения со своим супругом (супругой). Таков статус разведённых ничуть не был странным, если учесть, что у него был своеобразный аналог – обручение, - когда мужчина и женщин признавались мужем и женой, но не жили супружеской жизнью \Их статус как мужа и жены удостоверяли законы Моисея: на них распространялись законы о блуде как на женатых людей – Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею,   то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя (Вт. 22:23-24).  Для не обручённых в этом случае действовали другие законы: Если кто-нибудь встретится с девицею необручённою, и схватит её и ляжет с нею, и застанут их,   то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил её; во всю жизнь свою он не может развестись с нею (Вт. 22:28-29). \. Разводное письмо удостоверяло их статус разведённых и оговаривало условия развода. Согласно закону Моисея, с мужа после развода не снималась обязанность содержать свою бывшую жену, - денежный эквивалент её содержания оговаривался в разводном письме \Удостоверение в этом сохранилось в одном из законов о рабах: если он обручит её (рабыню) сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;   если же другую возьмёт за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития… (Исх. 21:9-10) \. Устная традиция сохранила только одну особенность этого положения. Если вы помните, вкушать от жертв в семье священника мог всякий ритуально чистый:  И вот, что тебе из возношений даров их: все возношения сынов Израилевых Я дал тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; всякий чистый в доме твоем может есть это.   Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе;   все первые произведения земли их, которые они принесут Господу, да будут твоими; всякий чистый в доме твоем может есть это.   Все заклятое в земле Израилевой да будет твоим. (Числ. 18:11-14)  После развода жена теряла право на долю от этих жертв: «Что же касается жены… он должен доставлять ей пропитание; гет (разводное письмо) лишает её права на возношение» (Талмуд. Трактат «Гиттин» (разводы),1:6.)
Таким образом, законы Моисея не давали разрешения на вторичный брак после развода. Однако обладая пророческой функцией, они описали тот случай, когда человек вступал во вторичный брак без вины прелюбодеяния и классифицировали его… как аналог рабства, попытка обратить в рабство.  Согласно законам Моисея, мужчина, вступающий во вторичный брак, низводит бывшую жену до статуса рабыни. Потому что, согласно закона, только при первой жене-рабыни мужчина мог ненаказуемо некоторое время быть во втором браке. Этот случай остался зафиксированным в двух законах. Один из них звучит так:  Если кто переспит с женщиною, а она раба, обручённая мужу, но ещё не выкупленная, или свобода ещё не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная:   пусть приведёт он Господу ко входу скинии собрания жертву повинности, овна в жертву повинности своей;    и очистит его священник овном повинности пред Господом от греха, которым он согрешил, и прощён будет ему грех, которым он согрешил.  (Лев. 19:20-22) - Т.е. мужчина остаётся живым после вины прелюбодеяния, если женщина имели статус рабы. Кажется, так просто – если жена являлась рабыней, принеси жертву повинности и живи спокойно с новой женой. Но жертва повинности, предусмотренная законом Моисея как способ исправления последствий этого греха, приносилась лишь в том случае, когда человек первоначально не понимал всей пагубности совершаемого. Она является единственным видом жертвы, которая могла приноситься лишь после возмещения всех материальных убытков  пострадавшей стороне с прибавлением к нему пятой части:    за ту святыню, против которой он согрешил, пусть воздаст и прибавит к тому пятую долю, и отдаст сие священнику, и священник очистит его овном жертвы повинности, и прощено будет ему. (Лев.5:16. Именно об этом виде жертвы говорил Иисус: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,  оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой, Мт.5:23). Кроме выплаты женщине всей материальной компенсации, с неё снимался статус рабыни:   если же она [после] не понравится тебе, то отпусти ее, [куда] она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее (Вт. 21:14). Только после совершения всего этого согрешивший имел право принести жертву повинности. Если жертва повинности не была принесена до Йом Киппура, человек наказывался смертью.

Очень жесткие законы, пресекающие возможность второго брака, даже если человек пытается взять себе наложницу из рабынь. Они защищали права женщины. Но их главное назначение было не в урегулировании социальных отношений,  а в свидетельстве о Мессии. И закон о разводном письме, как и все прочие законы Моисея, был евангелием Ветхого Завета. Он говорил: мы можем на некоторое время отойти от Бога, можем полностью разорвать свои отношения с Ним. Но и в этом случае Он продолжает бороться за нас и добиваться примирения с нами. Он не будет искать нам замену. Согласно его закону, наш союз не признается разорванным. Он не перестанет заботиться о нас – это тоже он закрепил в своем законе о разводах  (в отличие от сатаны, который совратив человека, наделяет его статусом раба). Однако мы должны понимать, что однажды Небесный Суд вынесет смертельный приговор сатане и вместе с ним всем, кого он увлек за собой. После этого срока Б-г снимает с Себя обязанность быть нашим священником. Чтобы утвердить в веках эту истину как грозное предупреждение, Моисей привёл случай о женщине, пытавшейся после смерти второго мужа требовать для себя содержания от первого мужа.
Праздник труб предупреждал, что очень скоро, мы сами уже не знаем как скоро, наступит Йом Киппур, - тот срок, когда возврат к нашему Б-гу станет невозможен. Но пока это время не пришло, звучат трубы, напоминая  слова пророков: возвратитесь, хотя это осквернит Б-га; возвратитесь, - этого требует Закон.  Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион…  ... как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь. Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Б-г наш  (Иер. 3:14-22).  
Пусть это искренне скажет всякий, кто будет сегодня слушать или читать эти слова пророков.

 

Вернуться на Главную -- Праздники