Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские праздники

Дарование Закона на Синае

МАПа

Б-г Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Б-гу нашему (Исх. 5:3). С этого заявления евреев перед фараоном началась история Пасхи, в этом событии была её главная цель.  Если бы встреча у Синая не состоялась, в Пасхе не было бы никакого смысла. Поэтому подготовка к ней должна была проводиться очень тщательно. Три периода (дня, месяца, года, праздника) – таков срок обычно называется в Библии, когда необходимо подготовиться к какому либо важному событию: три паломнических праздника, на которые должен был прийти каждый еврей во времена храма,  подготавливало их ко входу в Небесный Иерусалим (Исх.23:14); мать Моисея молилась за него три месяца, прежде чем смогла доверить его проведенью Б-жьему (Исх.2:2); три дня египетской тюрьмы подготовили сердца братьев Иосифа к исповеданию друг перед другом своей вины (Быт.42:17); три дня Израиль готовился к переходу через Иордан (И.Нав.1:11); Эстер, прежде, чем идти к царю, молилась три дня (Есф.4:16); три дня во чреве кита смирили Иону перед Всевышним (Ион.1:17); три ежедневные молитвы совершают иудеи (Дан.6:13). Число три в библейской терминологии объединяет вокруг себя идею полноты и совершенства. Пророк Осия поясняет, что три периода в жизни человека выступают знамением времени подготовки к явлению Господа: оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.  Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю (Ос. 6:2-3). 
Путь к горе Б-жьей, где Израиля ожидал Тот, Кто так властно освободил их из Египта,  занимал три дня пути по синайской пустыне. (К этой пустыне евреи вышли только через месяц после Исхода: и пришло всё общество сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем, в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской. Исх. 16:1) Этот срок до встречи с Собой Б-г выделил особо из всего путешествия; о нём в Священном Писании упомянуто трижды (Исх. 5:3, 3:18, 8:26). Представьте себе, что вам остается три дня до встречи с кем-то дорогим. Как бы вы вели себя в эти дни? Конечно, вы бы волновались, но прежде всего, вы бы кинулись спешно и серьезно готовиться к ней, особенно, если вам сообщили о встрече внезапно. Мы называем себя адвентистами, ожидающими пришествия. Мы ждали уже много десятилетий и ждем до сих пор. Стоит только появиться намеку на пришествие, как мы тут же разворачиваем бурную деятельность по подготовке к нему и говорим: «наконец-то». Как необходимо готовиться к этому событию? Евреи отчаянно надеялись на сретенье Господа 215 лет рабства. И однажды узнали, что до встречи с Ним остается три дня. Как прожить эти три дня? Какие приготовления необходимо совершить?У евреев было одно преимущество перед нами: они знали, что эти три дня проведут в пустыне. В пустыне сложно готовиться к пришествию Господа: там нет язычников, которых нужно срочно обратить к Б-гу; там нет домов, которые необходимо помыть и вычистить; там нечего предложить Б-гу в дар; там нельзя поститься, потому что и без поста есть нечего.  В пустыне нечего нельзя сделать для Б-га и Его пришествия. Может быть, в этом её главный урок?  
В пустыне Иисус сказал о пустыне так:  Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живёт человек. (Втор. 8:3)
Слово Господа воспринималось в иудаизме как мессианский термин. Не случайно все три происшествия, которые произошли в синайской пустыни с евреями, Новый Завет использует как мессианские пророчества. Вначале трехдневного пути появляются переживания по поводу пропитания, и Б-г даёт манну (Исх.16 гл.) - истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Б-жий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру (Ин. 6:32-33).   Затем появились трудности из-за нехватки воды, и Б-г извел им воду из скалы (Исх.17 гл.) -  … и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос  (1 Кор. 10:4).  В довершении всего на них напал амалик (Исх.17 гл.), и Всевышний спасает их через посредническую молитву. - …посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Б-гу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них  (Евр. 7:25.)
Тех, кто жаждет и алчет увидеть Откровение Его славы, он отсылает в пустыню, чтобы убедить нас в том, что нам «одно только нужно» - Его Слово.  
Пустыня – это место, где Слово Всевышнего однажды из ничего создало материальную действительность;  это место сотворения мира: Земля же была безвидна и пуста (Быт. 1:2). Название горы Б-жьей Хорев, куда сейчас шли евреи, означало тоже самое - засуха, запустение, пустыня, разрушение. Пустыня и Синай должны были стать местом рождения от Слова Божьего нового Израиля. Не случайно слово «пустыня» мибдар имеет коренное значение говорить – и буквально означает от речения. Если вы чувствуете, что находитесь в пустыне, поищите там Слово.

Но Израиль в пустыне не услышал Слова Творца. Он не хотел идти по ней, они постоянно пытались избежать её. Наверное поэтому, путь вокруг горы вместо трёх растянулся на 15 дней. (В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы Исх. 19:1-2)  И когда они все таки выбрались из пустыни, уже у подножия Хорива, Всевышний опять назначает три дня подготовки ко встрече с Собой. Но теперь к разговору об этом Всевышний подошёл через ритуальные образы:
 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдёт Господь пред глазами всего народа на гору Синай(Исх.19:10,11).  
Почти вся глава говорит об освящении, о разных видах святости и как следствие – о разной степени приближения к месту Явления Господа. Кажется, какой момент! необходимо срочно рассказывать людям, измученным и вероятно ожесточенным пустыней и последней войной в этой пустыне, о милости Б-га, сокрушить их сердца покаянием, чтобы побудить возлюбить Господа всем сердцем и всей душою. А Б-г говорит об обрядах \Новое испытание, хотя и перенесённое в плоскость ритуала, повторяло предыдущее: повеление не прикасаться к жёнам используется Священным Писанием как условие принятия небесного хлеба (1 Цар. 21:4-5); омовение подразумевало необходимость воды; запрет на восхождение означал признание своей неспособности совершать посредническое служение за народ\.  О мертвых обрядах, о которых мы очень не любим вспоминать в проповедях и комментариях. Но огромная часть Писания посвящена описанию ритуала. Если мы пропустим её, тогда наши Библии заметно похудеют. Что такое ритуал? Трудно возлюбить всем сердцем, всей душой и всем помышлением тому, у кого сердце замерло,  душа опустошена, а помышлений просто никаких нет; очень сложно исполнится благодатью тем, кто прошел через пустыню и только случайно выжил в ней.
Наверное, Б-г очень щадил и жалел нашу слабость, поэтому оставил нам Свои ритуалы: видимые знаки наших отношений с Ним, которые помогают открыть их внутреннюю суть. Если ты не можешь молиться, встань на колени, и  будет легче начать разговор с Ним. Если в сердце горит протест против Б-га, приди в субботу поклониться Ему, все станет иначе. Если считаешь себя потерянным для Него, не убегай от причастия. Если тебе не хочется жить, попробуй петь псалом благодарности. Ритуал - это внешнее выражение нашей веры в милость Божью, когда внутри этой веры, быть может, пока еще нет.  В самих обрядах нет ничего магического, – они лишь повод для Б-га заявить о своих правах на нас. (Я говорю не о человеческих обрядах, но о ритуалах, избранных Искупителем и освещённых Словом Божьим). Отец. Как важно для него было добиться от меня именно этого слова.

Через три дня Всевышний опять заговорил с Израилем о необходимости искать Его Слово:
итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришёл Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним.  (Исх. 19:5-8)  
Что обещали исполнить евреи? Пока не ясно. Никакого синайского Откровения ещё не было. Можно предположить, что это была самоуверенность. Вроде бы только что отказались от этого Слова, а здесь опять обещают принять и исполнить. Но Библия замечает, что к предстоящему событию они три дня очень тщательно готовились. Это был не  тот раб из притчи Иисуса, который заявил: не скоро придёт господин мой (Лук. 12:45).  Происшедшее  кажется тем более неординарным, если вспомнить еврейскую ментальность. Евреи народ осторожный, тем более, что один раз они уже не смогли принять Б-жье Слово. Вероятно, Всевышний тоже заметил, что что-то изменилось внутри этих людей, поскольку не стал назначать новые три дня, а сошёл к этим людям на гору Синай.
 И изрёк Б-г все слова сии… (Исх. 20:1)
Мир слышит 10 заповедей, на которых изначально строился завет Б-га с потомками Адама. Тот завет, который нельзя было разрушить, за совершение и дееспособность которого отвечал Мессия. Но описывая синайское откровение, Тора подводит ему странный итог:
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Б-г, дабы нам не умереть. (Исх. 20:18-19)  
Текст сообщает, что что-то произошло с этим народом. Неизвестно что. Библия говорит лишь о результате происшедшего.  Состояние страха было такой силы, что еврейский народ опасался своей смерти. Когда в Египте  происходили катаклизмы, мы не встречаем замечания, что народ боялся. А ведь там происходило нечто великое и противоестественное. Это жуткое зрелище, когда лягушки против своей природы лезут в огонь (и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой,… и в печи твои… Исх. 8:3). Даже мёртвая лягушка отдёргивает лапку, когда к ней прикасаются горячим, так сильны в ней безусловные рефлексы. Вид облака саранчи, внезапно поднимающегося не с равнины или лесного массива, но с моря, тоже, вероятно, страшное зрелище (Исх. 10:13). А когда от разбивающихся о землю ледяных градин на земле остается не мокрое пятно, как того требуют законы природы, а расползается огонь (и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, Исх 9:23,24)? Во всех египетских чудесах был элемент неестественности. Было видно, что действует  рука Творца. На Синае не происходило никакого чуда.  Люди не видели ничего – написано, что там была только тьма, облачность и туман. Не было никаких явлений, о которых можно было бы позже рассказать:  «Мы стояли у горы Синай и видели вот такое-то». Не происходило никаких событий.  И евреи сказали, что умрут. О чём свидетельствует такая реакция на появление Всевышнего? Духовно зрелый человек в момент Откровения осознаёт огромную пропасть, разделяющую Творца от творения.  Псалмопевец писал: ибо Господь Всевышний страшен, - великий Царь над всею землёю  (Пс. 46:3). А Иов заметил: окрест Б-га страшное великолепие. (Иов 37:22) Исайя, увидев Б-га, воскликнул:  И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и  глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. (Ис.6:5). (тоже Лук.5:8-10)  В Египте евреи видели дела Б-га, а здесь - самого Б-га. Откровение – это когда человек открыл свою глубинную внутреннюю суть, выходя за рамки прохладных отношений с тобой.
Произошло чудо. Чудо преображения рабов в народ священников. Каким образом произошла эта перемена в Израиле? Что изменило его?   Давайте внимательно прочитаем текст. Перед смертью Моисей подводит итог всего, что произошло на Синае:  Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнём до самых небес, [и была] тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас  (Втор. 4:11-12).    
Моисей говорит, «вы ни чего там  не видели». Был только … Голос. Голос ( קול , кол) – это название  Духа Б-жьего. Бат кол ( בת קול ), - так называют Его в современном иудаизме (букв. состоящий или произошедший из голоса). Синайское Откровение по словам Моисея состояло в том, что Израиль услышал Голос, т.е. Дух Святой, и это произвело чудесное изменение в нем.
 
Каким образом Голос сделал это? Он провозгласил Закон. Кажется: «какая малость! Я могу открыть Закон, прочитать его, и ни чего во мне не дрогнет и не изменится». Но Израиль на Синае услышал не Закон, - Закон евреи знали и без Синая; они услышали Голос Б-га, читающий Закон. А то, что сказал Б-г, немедленно исполняется. Закон, как он представлен в Торе, выглядит как обетование, как описание того, что делает Б-г, а не то, что пытается сделать человек. «Я Господь, Б-г твой,… поэтому ты не будешь творить кумира, соблюдёшь субботу, ты не будешь прелюбодействовать, убивать, и т.д.»  Можно вспомнить, что когда Всевышний заключал завет с Авраамом, только Б-г брал на себя какие-либо обязательства, только Он прошёл между рассечёнными частями животных (Быт.15). То же самое было с Адамом (Быт. 3) и с Ноем. Добиться от человека исполнения Своего Закона - это дело Творца:
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Б-гом, а они будут Моим народом. (Иер. 31:33)
А нам так важно услышать Его Голос; сделать все возможное, что бы он звучал в нас. Не бежать от Него, если Он ведет нас через пустыню, «долиной смертной тени». Смирено принять Его пути поклонения Ему, избранные им моменты встречи с Ним.  

Если все дело в Духе Святом, обращающегося к каждому человеку, как мы знаем, наставляющего и побуждающего его исполнять Закон, тогда почему сегодня мы должны вспоминать Синай – часть  еврейской истории? Почему в Законе, который часто весит в церквях над кафедрой, акцент делается на Б-га, который вывел еврейский народ из земли Египетской, а не на Б-га, который сотворил этот мир? Это очень задевает некоторых людей. Создание земли и неба, животных и человека с его способностью любить и жертвовать – деяние более сложное, чем выведение народа из одной местности в другую. В чем причина? Нас не было тогда, когда земля была «безвидна и пуста». Ни один человек не видел акта творения. Но свой Исход из Египта евреи видели хорошо. Это произошло с ними самими. Они пережили его сами. Истинная вера всегда строится на знании, на том, что ты сам видел и слышал.  (Еврейские мудрецы говорят: «Мы не верим в Б-га,  мы Б-га знаем»).  На Синае Творец стал не верой, а знанием: поколение, которое стояло у Синая называют дор деа  דר דע – поколение знания. …что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -  ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем... (1 Ин.1:1-2)  
И после того, как люди стоящие у горы Б-жьей узрели Б-га, они могли стать Его свидетелями: записать для нас Закон, запечатленный в их жизни, их истории. Таков был конечный результат заключения Синайского завета.  
Мы с вами скорее всего никогда не были в Египте. Свидетелями чего мы должны быть? 
Господь, Б-г наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы. Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня; я же стоял между Господом и между вами в то время, дабы пересказывать вам слово Господа, ибо вы боялись огня и не восходили на гору. (Вт. 5:2-5) 
«Лицом к лицу говорил Господь»   – вот чему мы можем быть свидетелями. Не исторического события, но Откровения.  Моисей говорит: не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы. С кем говорил Моисей в этот момент? С новым поколением евреев; те, которые стояли у Синая, уже умерли после сорокалетнего странствования по пустыне  (Вт. 1:3). Моисей обращается к новому поколению так, словно всё случилось непосредственно с ними. Писание настаивает на личном переживании Откровения. Доныне евреи, благодаря Б-га за Библию, говорят: «благословен Дарующий Тору народу своему». Не даровавший, но дарующий ныне, сегодня, сейчас, в тот момент, когда они открывают её. Писание утверждает, что Б-г и сегодня Духом Святым готов совершить в нас чудо Синая и властно провозгласить Свой закон в наших сердцах. Собственно об этом говорил и Иисус. Б-г послал Утешителя, и нигде не написано, что Он забрал Его обратно:
При наступлении дня Пятидесятницы (Пятидесятница, или праздник седмиц, является праздником дарования Торы на Синае) все они были единодушно вместе.  И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Деян. 2:1-4 
Как хочется повторить в своей жизни такой момент. И не потому, что Святой Дух запечатлевает в сердце человека Святой Закон и наделяет особыми благословениями чтобы сделать нас Своими свидетелями. А потому что, уходя с земли, Иисус оставил нам Его как утешение о присутствии Господа, пока мы надимся здесь, в земной пустыне.
Если ныне мы не услышим Глас Его (Евр.3:6), то Закон так и останется законом Б-жьим, а не нашим; законом, который был дарован евреям, а не нам.

Вернуться на Главную -- Праздники