Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские праздники

Мессия праздника Кущей

МАПа

«Блаженны чистые сердцем…» Матф.5:8
С этих слов начинается инаугурационная речь Иисуса, называемая «Нагорная проповедь». Вместе с тем, эти слова более известны как эпиграф и знаковое выражение праздника Суккот. Представьте себе вместо Иисуса человека по имени Суккот: он поднимается на гору и начинает свою проповедь о том, как самые возвышенные обетования Всевышнего о Его пребывании среди Своего народа могут стать реальностью. Послушаем его.

«И сказал Господь Моисею, говоря: 
скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей,
семь дней Господу; 
в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; 
в [течение] семи дней приносите жертву Господу;
в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу:
это отдание праздника, никакой работы не работайте»
Лев.23:33-36.

Суккот, - время, когда Б-г и человек встречаются в одном Доме, -  приходит к нам не сразу. Еще четыре дня после того, как отзвучали трубы Судного Дня (Йом Киппура), он приглядывается к нам. Если в эти дни после услышанного трубного зова мы радуемся, предвкушая встречу со Всевышним, если мы поглощены приготовлениями к предстоящей встрече, тогда он заходит к нам:
в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Б-гом вашим семь дней;  и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его;  в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах,  чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской (Лев. 23:40-43).
Главным атрибутом Суккота становится шалаш, скромный шатер, сделанный из веток деревьев, обязательно так, чтобы через его простую крышу было видно Небо. Этот шалаш является памятью о времени Исхода и обетованием Б-жьей защиты, в которой народ Б-жий будет нуждаться накануне прихода в Новую Обетованную землю:
Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми,
все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, 
когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его
духом суда и духом огня. 
И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями её облако
и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи;
ибо над всем чтимым будет покров. 
И будет шатёр для осенения днём от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя
(Ис.4:3-6).
Суккот приходит вечером, когда на землю надвигается тёмное время неизвестности и молчания Б-га. Именно тогда, когда  суды Господа будут опустошать нашу планету, придет пора раскрыться Господу для Своего народа так, как об этом пророчествовал Суккот.  Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих (Пс. 23:5), - восхвалял однажды Давид своего Б-га. Такой опыт псалмопевца станет особенно ценен в то время, когда, как будет казаться, вся земля ополчится против верных Господу,  и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать… (Отк. 13:17). Представить происходящее тогда нам поможет история Илии, которого во время голода и отступления Израиля кормили вороны. Первое, что предлагает человеку Суккот, придя в жизнь и судьбу человека, – это сесть с ним за один стол. Главной заповедью праздника доныне считается прием пищи в шалаше.

Трапеза играет большое значение для нашего Б-га, - именно за трапезой в древности устанавливались все заветы (Быт.31:44-46, 26:26-31). Даже жертвоприношение – это, по сути, литургическая разновидность трапезы: «священник сожжёт это на жертвеннике; [это] пища огня - жертва Господу» (Лев.3:11, интересный пример этого – Суд.13:15-21). Суккот имеет власть обновить наш завет со Всевышним. И вот он становится во главе нашего стола:  «Б-г наш и Б-г отцов наших! пусть поднимется, вознесётся и дойдёт до Тебя, и будет благосклонно принята молитва наша, и возобнови внимание к нам и память об отцах наших, и память о Мессии, потомке Давида, раба Твоего, и память обо всём народе дома Израилева…» («Яале вея во» - так звучит дополнительная праздничная вставка в благословение после еды). Б-жья забота среди хаоса распадающейся планеты станет большим утешением для Его народа, обновляющим его отношения со Творцом.  «Не в память о первых облаках Славы, окутывавших Израиль при Исходе из Египта, установлена заповедь строить суку (праздничный шалаш), – ибо те облака рассеялись, когда евреи сделали «золотого тельца», - а в память о тех облаках Славы, которые возвратились и не покидали больше Израиль в течение всех сорока лет странствования по пустыне», - отвечали мудрецы о сроках празднования Кущей. Согласно традиции, после того, как Израиль сделал золотого тельца, облако Славы удалилось от него и не возвращалось до тех пор, пока Моисей не получил на Синае заповедь строить Скинию, - место пребывания Всевышнего среди Своего народа. Моисей спустился с горы в Йом Киппур; на следующий день он собрал народ (Исх.31 гл.), затем два дня народ делал приношения на строительство Скинии. Лишь 15 Тишрея приступили к её возведению. Таким образом, Суккот приходит для того, чтобы обновить отношения Завета со Всевышним перед самым Его Пришествием.
Стол Завета Суккот приготовляет для нас не в доме, но в шалаше. И вовсе не потому, что так беден. Просто ещё не настало время, когда человек будет готов войти в Дом Всевышнего. Поэтому к нам и приходит Суккот, - подготовить нас к возвращению Домой:
«Посему вот, и Я увлеку её, приведу её в пустыню, и буду говорить к сердцу её. 
И дам ей оттуда виноградники её и долину Ахор, в преддверие надежды;
и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской.
И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: „муж мой", и
не будешь более звать Меня: „Господин мой". 
И удалю имена Ваалов от уст её, и не будут более вспоминаемы имена их… 
И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. 
И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа… 
И посею её для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу:
„ты Мой народ", а он скажет: „Ты мой Б-г!"»
(Ос.2:14-23).

Суккот описывает служение Господа, которое Он совершит однажды, чтобы полностью открыть наши сердца навстречу Ему. Это служение выходит за время существования нашей планеты.Всегда ли мы согласны с тем, как Он направляет нашу жизнь и жизнь дорогих нам людей? Конечно, мы признаем мудрость Б-га и Его всевидение. Но как глубоко мы можем быть привязаны к тем, кого небесный Суд может не признать готовыми к небесным обителям?
И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом? И сказал Хусий: да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя то же, что постигло отрока!  И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой! (4 Цар. 18:32-33)  
Так скорбел Давид о своем сыне, который поднял на него руку, оскорбил его достоинство, и подтолкнул Израиль к затяжной междоусобной войне. Праздновавшие с ликованием господню победу люди были смущены скорбью Давида:
И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне.  И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство.  А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!  (4 Цар. 19:2-4)
Чтобы наша печаль по кому-то близкому не смущала общего ликованья спасенных, Высшая мудрость предусмотрела остановку в Своём суде: 
И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Б-жие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Отк. 20:4).  
Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? (1 Кор. 6:2-3). 
Власть пророчествовать об этом «тысячелетнем» времени, которое примирит человека с Б-жьим судом, чтобы навсегда скрепить их отношения вечным Заветом, также принадлежит Суккоту. Искупление спасенных при пришествие Господа, как и в свое время Исход из земли рабства, не завершится поселение потомков Адама на Новой Обетованной Земле. Между двумя этими событиями будет пролегать долгий период обитания в Небесных Обителях, как в своё время вышедшие из Египта жили в кущах. Здесь спасенные от власти смерти люди сами ознакомятся со всеми доводами небесного суда, чтобы убедиться в его непредвзятости и истинности.  Пока еще все можно повернуть назад. Пока все неискупленные люди лежат на планете земле бездыханным прахом, и Б-г силен в любую минуту воскресить их также, как и нас.  Земля продолжает вращаться вокруг Солнца, и её мертвые все еще находятся на ней. Но как говорят пророчества, люди земли подтвердят правильность небесного приговора и не внесут в него изменений. Даже сегодня мы понимаем, что есть люди, которым будет невыносимо больно жить по Б-жьим законам, и они не смогут примириться с ними.
Но даже если мы и не будем опечалены ни чьим отсутствием среди спасенных,  так ли хорошо обстоит дело с нашим примирением с Б-гом? Мы несем в себе очень много боли, обид  и разочарований, направленных не только на людей, но и на Него. Почему Он допустил ту или иную трагедию в нашей жизни? Кажется, что со временем мы забыли о пережитом. Но новые разочарования снова обнажают  даже не память о прошлом, но неясные болезненные ощущения  и усталость. Мы уже не помним саму обиду, не помним, что мы тогда говорили Б-гу, но оттенок отчуждения к Нему остаётся в нас. Не ощущаемый, не вспоминаемый, заметный только Б-гу, чувствующему всю недосказанность в наших отношениях с Ним.   Вседержитель хорошо помнит все те случаи, когда мы обижались на Него, и так и не получили ответа на свои горькие вопросы. Сегодня Он не может объяснить нам всего, что случается с нами. Но Его огромное желание сказать Своё слово в нашей боли, оправдаться перед нами за Свои действия или бездействия, однажды получит свой выход.  Тысячу лет Он будет представлять перед нами каждую деталь прошедших 70-80 лет нашей жизни, вызвавшую наше даже малейшее разочарование.  Он расскажет нам о тех своих благословениях, которые мы даже не заметили; о том, от скольких опасностей Он сумел сберечь нас. Это будет Его время. Время, когда, не таясь, лицом к лицу, Он сможет высказать нам все что, Он имеет нам сказать, открыться так, как Он хочет, чтобы мы познали Его. Тысячу лет Он будет удерживать спасенных людей у Своего престола, не отпуская от Себя. За это время мы узнаем о себе, о грехе, а главное о Нем, гораздо больше, чем за время скитаний по земле: Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13:12).  

Всевышний даёт Суккоту еще одно пророчество и поручение: власть собрать Свой народ от четырёх концов земли. И вот мы видим, как Суккот берёт в руки четыре растения и потрясает ими на четыре стороны света:
«возьмите себе ветви красивых дерев (во исполнение этой заповеди берут этрог (вид цитрусового), ветви пальмовые (лулав)
и ветви дерев широколиственных
(мирт) и верб речных (ива),
и веселитесь пред Господом Б-гом вашим семь дней»
(Лев.23:40).
Ива - символ тех людей, которые не распространяют благоухания знания Торы, ни плодов добрых дел; плодоносный мирт без запаха, - это люди, делающие добрые дела без  знания Торы; лулав, обладающий запахом, но не приносящий плода – те, кто знаком со Словом, но не следует ему;  этрог с приятным запахом и приносящий плоды – те из нас, кто знает Закон и совершает дела.   
«потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9).
«Благодарение Б-гу, Который…  благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Б-гу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» (2 Кор.2:14-16).   
Ещё одно название Суккота – Праздник собирания плодов (Исх.23:16б) -  
«Господь Б-г, собирающий рассеянных Израильтян, говорит:
к собранным у него Я буду ещё собирать других» (
Ис.56:8).
Суккот властно призывает не только рассеянных евреев, он имеет право привести к Единому Б-гу и другие народы: именно в Суккот в Храме приносились жертвы за 70 языческих народов, окружавших Израиль.
Но Суккот не только собирает народ Господа за один стол Своего Завета; он хранит обетования о том времени, когда в результате Его служения праведники всех веков соберутся вместе в Небесных Обителях. Знамением той будущей встречи за столом Суккота оставляют место для Авраама, Моисея и других праведников прошлого.
Суккот не рассказывает нам, сколько стоило ему право собрать народ Б-жий к трапезе Его Завета, но еврейская традиция приравнивает возносящего лулав к тому, кто построил жертвенник и принёс на нём искупительную жертву.

Суккот приходит не просто потому, что исполнилось время и приблизилось Царствие Б-жие  (Марк 1:15). Он стучится в нашу дверь потому, что народ, который готовится войти в Вышние обители, переживает трудности. «Спаси нас!» - таков традиционный рефрен молитв Суккота (так называемый обычай хошанот). В древности вокруг жертвенника Храма устанавливали ивовые ветки таким образом, чтобы они нависали над ним. И обходили жертвенник с пением:  
«О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! 
Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня»
(Пс.118:25-26).  
Сегодня такой обход Суккот совершает вокруг возвышенности со свитком Торы.  Время ожидания прихода Всевышнего становится тревожным временем беспрестанных молитв «Спаси нас!»:
«Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой. И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых» (Иоиль 3:13-16).
Суккот - это тот, кто проводит Израиль через бедственное время последних дней Земли. При выполнении своих заповедей и обычаев Суккота использует растения, в наибольшей степени зависящие от дождя. Дождь – видимый знак благоволения и присутствия Всевышнего: 
«И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Б-ге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде» (Иоиль 2:23). «И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я - Господь Б-г ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоиль 2:27-31).
Отвечая на молитвы Суккота, Вседержитель изольёт дожди Своего Духа на жаждущий народ, как это было однажды у Синая (Числ.11:25). Это чудо сравнивается в иудаизме с новым рождением:
«Мощь спасения Твоего наступает. Глас друга моего: Вот Он приближается! И всем обитателям земли слышна будет речь Его, разносимая по миру. Дети Его, Израиль, родятся заново, как младенец из утробы матери. Кто произвёл их на свет?  Кто слышал подобное? Пречистый совершил всё это. Кто видел подобное? Всемогущий на небе и на земле! Может ли родиться народ в один раз? По всей стране раздаётся: «Расширь место шатра твоего!»…» (Отрывок из хошанот в хошана Раба) (эта тема в евангелиях – Ин.3 гл.)

Каждый день на жертвенник Храма вместе с ежедневной жертвой (тамид) возливалось вино. Но Суккот получил от Всевышнего заповедь вместе с вином завета даровать Его народу и дожди Своего Святого Духа. Поэтому во времена Храма вместе с вином Суккот возносил на жертвеннике и воду («Заповедь возлияния воды»):  
«И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Б-г - спасение моё: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение моё - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения,  и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его;  пойте Господу, ибо Он соделал великое,- да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев» (Ис.12:1-6).

Но не всякий человек жаждет прихода Всевышнего. Поэтому Суккот обладает ещё одним правом, - правом судить. В седьмой день праздника (хошана раба)  Небесный Суд решает, будет ли достаточно для каждого человека дождя в наступающем году? Утром этого дня Суккот пожелает нам  птека това – оправдательного приговора, и оденет белые одежды (как это происходит в Йом Киппур); молитва, которую он произнесёт сегодня, будет звучать под мелодию дней Трепета. На возвышенность собирают все свитки Торы, – образ собирания всей общины Израиля, -  и с молитвами хошанот Суккот обойдёт этот стол семь раз с лулавом в руках (когда на Земле стоял Храм он, таким же образом, обходил храмовую гору). Когда-то эти действия сокрушили Иерихон – крепость, закрывавшую проход в Обетованную Землю (И.Нав. 6 гл.). Служение Суккота для нас сделает тоже самое, если мы захотим:
«И будет: если какое из племён земных не пойдёт в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. И если племя Египетское не поднимется в путь и не придёт, то и у него не будет [дождя] и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника Кущей» (Зах.14:17-18).
Как завершение своего служения Суккот возьмёт пучок ивы и ударит по земле 5 раз. Некогда пророк Елисей повелел Израильскому царю выстрелить в землю из лука пять раз, как пророчество о полном уничтожении врагов Израиля. Но царь не сделал этого (4Цар.13:14-19). Суккот, как новый Царь, имеет право исправить наши ошибки и принести победу Израиля.  

Псалмы Давида, читаемые в этот день, дают представление, каким образом Суккот заслужил для нас это право:
«Псалом Давида.
К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня,
чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу. 
Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе,
когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему. 
Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду,
которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло. 
Воздай им по делам их, по злым поступкам их;
по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его,
Он разрушит их и не созиждет их. 
Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих. 
Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне,
и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею. 
Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. 
Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
(Пс.28:1-9).
Уже первые строки Псалма намекают нам, что за именем Давида в нём скрыт образ другой Личности.  Молчание Б-га далеко не всегда и не для каждого становится смертью. И хотя безбожие мы называем духовной гибелью, всё же обычно человек очень легко переживает отсутствие Вседержителя. Псалом запечатлел опыт человека, для которого разлука с Б-гом действительно становится преддверием физической смерти. Безмолвие Б-га (оно упоминается дважды -  תחשה ממני ;ממני תחרש
) для него становится главной причиной страданий. Причём Псалом не говорит о дне Суда для всего мира; в нём подчёркивается, что молчание Б-га относится исключительно к автору плача.

«Услышь мольбу мою, когда руки мои воздеты к Святая Святых Твоей!» (Пс.28:1)
"Святая Святых" – в оригинале слово "Давир", происходящее от слова "книга". Святая Святых Храма называлось "местом Книги", поскольку там хранились скрижали Завета. Именно сюда обращается псалмопевец, когда чувствует, что Б-г отвернулся от него. Всякий человек грешен и, стараясь найти милость у Всевышнего Судии, он не станет указывать на Закон, который нарушает. Но, тот, о котором говорит Псалом, не боится обратиться к свидетельству Закона; он праведен перед ним. Такое название для Святого Святых кроме этого Псалма встречается ещё только в двух местах, оба из которых описывают внесение во Святое Святых ковчега Завета (2 Пар.5:7; 3 Цар.8:6). Автор Псалма имеет власть входить во Святое Святых также, как Закон имеет право находится там. Он сравнивает себя с Десятисловьем, хранящимся во Святом.  
Но, не смотря на свою святость, этот праведник по воле Б-жьей причтён к злодеям:
«Не привлекай меня со злодеями, с творящими зло,
с тем, кто [на словах] желает благополучия ближним,
но в сердце своём умышляет злодейство»
(Пс.28:3).
Не привлекай (אל תמשכני
 ал тимшхени) букв. не тяни (за верёвку). Этот глагол также  с местоименным суффиксом употреблён в Исх 12:21: «И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху.»
Псалмопевец смотрит на то место, куда его определил Б-г, и видит только зло нечестных людей. Это побуждает его изменить молитву:
«Воздай по делам их, по злодеяниям их;
воздай по поступкам их,
отплати им по заслугам!» (
Пс.28:4).
Он просит наказать нечестие не за своё оскорбление, а за проступки против ближних и за пренебрежение Б-гом. Судя по конечному положению, просьба наказать зло – становится основной молитвой псалмопевца; в ней содержится три императива, три призыва к Вышнему Судии.
«За то, что не осознают деяний Господа, дел рук Его,
Он разрушит их и не даст им отстроиться!   
Благословен Господь, Который слышит мольбу мою!»
 (Пс.28:5,6).
Каким образом Б-г ответил на молитву этого праведника? Мы не видим, как Судия наказывает зло, восстанавливает в правах страдальца. Пока всё это только в будущем. Но псалмопевцу дано предвидеть это будущее. И понимание, что деяния Господа в конце концов осудят зло на земле, приносит ему утешение и удовлетворение за перенесённое унижение:
«Господь - крепость моя и щит мой;
на Него уповает сердце моё, и от Него поддержка мне.
Сердцу отрадно, и я пою хвалу Ему»
 (Пс.28:7).
«В Господе - сила народа, Он - твердыня победы помазанника Своего!» (Пс.28:8).
Ответ на мольбу помазанника становится залогом спасения всего народа, над которым он помазан. То, как Всевышний подкрепил Его в час унижения, таким же образом Он спасёт и Свой народ:
«Спаси народ Твой, благослови удел Свой;
будь им Пастырем и Хранителем во веки веков!»
(Пс.28:9).
Б-жье спасение не предполагает мгновенного переноса в Царствие Б-жье, но Его пастырство и защиту, Его присутствие (упоминание о хранении предполагает наличие злых сил возле Его народа), как об этом рассказывает Суккот. Вначале Псалма царь лишён всего этого, в конце, -  благодаря его служению, благоволение Б-жье обретает его народ.  
 
«Ныне обратитесь ко Мне, и будете спасены, если будете слушаться гласа Моего. Вырос человек, имя которого – Отрасль, и сам он - царь Давид. Глас благовестителя возглашает и произносит!»  - так звучит завершение хошанот (в хошана Раба). Когда Иисус входил в Иерусалим был только Нисан. Но Его встретили так, как всегда встречали Суккот: «Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Матф.21:8-9).
осанна – הושע נא
  хоша на,  - спаси же, спаси сейчас, спаси полным спасением. Считается, что это восклицание является сочетанием имён Всевышнего, и его провозглашение в Суккот приближает час избавления. Праздник Суккот со всеми своими традициями является ещё одним рассказом о Мессии, поскольку шалаш,  который Он строит для нас, есть подобие Б-жьего облака славы и рассказом о Б-ге, Который спускается с Небес к человеку и живёт среди людей.

Вернуться на Главную -- Праздники