Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Закон Моисея от древности и доныне
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома
Печатное издание "Ожидание Субботы"

Святилище Иезекииля

Но будет имя тебе - Израиль
Чмтаем книги пророков
«Площади времени» -
Знакомство с Библейскими праздниками
Библейские праздники

Весенние праздники

МАПа

Еврейские мудрецы давно заметили, что осенние и весенние праздники повторяют друг друга. Словно Б-г, раскрывая историю человечества в череде праздников, воспроизводит её дважды. Когда-то отсчет календаря Он поручил именно двум светилам (Быт.1:14).  Да и при самом творении планеты время словно дважды повторило себя: последние три дня творения только расширяют первые три. Так, в  первый день возник свет, в четвертый – светила; во второй день появляются моря и атмосфера, а в пятый – их обитатели; в третий день окончилось формирование суши и её покрыла растительность, а в шестой на ней появились животные. Все, что касалось времени, от начала у Творца повторилось дважды.  

Месяц Нисан, - первый весенний месяц, -  и месяц Тишрей, - первый осенний месяц, -  повторяют друг друга своими образами и пророчества. Причем настолько полно, что в еврейской традиции доныне ведется спор о том, в какой же из них был сотворен мир. Существует ответ о первенстве  времен, примиряющий два месяца; согласно ему, мир был сотворен в Тишрее, но таким, каким он был задуман в Нисане. Т.е. хотя наша планета появилась в Тишрее, все же у её творения была своя  предыстория, которую запечатлел в себе Нисан. 
Нисан является новым годом для пяти различных событий в Израиле: переход времени царствования владыки Израиля через 1 Нисана отмечал начало нового года его правления; с него начинался новый храмовый год, т.е. принесение десятин, приношений плодов мерилось от нисана до нисана; месяц также считался началом для отсчета времени исполнения обетов: бессрочный обет необходимо было выполнить до нисана, наступающего после прохождения всех трех паломнических праздников в следующем порядке – Пасха, Пятидесятница, Кущи; объявлять о решении добавить тринадцатый месяц в календарь необходимо до 1 нисана; от нисан шел отсчет месяцев после Исхода. Тишрей начинал новый год для отсчета субботнего года и юбилея, для определения возраста саженцев и овощей. В нем отделяют десятины и другие доли с урожая овощей. Тишрей мерил отсчет годов от сотворения мира. Праздник Симхат Тора, завершающий осенний цикл праздников еще более углубляет идею нового года и нового времени: в этот день начинается новый цикл чтения Торы.

Тишрей начинал рассказ о Небесном Суде, который в конце времен рассудит дела всех когда-либо живших на этой планете, и кульминацией которого станет Пришествие Славы Господней.  Обычно Судным Днем принято называть Йом Киппур, отмечаемый 10 Тишрея. Ритуалы этого праздника рассказывают о завершении работы Небесного святилища, когда оно «очистится» от всех нерешенных проблем греха потомков Адама (Дан.8:14). Но книги пророков относят рассказ об этом событии и к пророчествам нисана: Так говорит Господь Б-г: в первом [месяце], в первый [день] месяца, возьми из стада волов тельца без порока, и очисти святилище.  Священник пусть возьмет крови от этой жертвы за грех и покропит ею на вереи храма и на четыре угла площадки у жертвенника и на вереи ворот внутреннего двора.  То же сделай и в седьмой [день] месяца за согрешающих умышленно и по простоте, и так очищайте храм. В первом [месяце], в четырнадцатый день месяца, должна быть у вас Пасха, праздник семидневный, когда должно есть опресноки (Иез. 45:18-21).

Помимо идеи очищения святилище еще один мотив очень жестко связывает оба цикла праздников. Пасха, пришедшая в историю Израиля закалыванием пасхального животного в Египте, в летописях этого народа сохранила связь с пролитием крови. Так, обрезание Израиля перед входом в Обетованную землю оказалось прорисованным сквозь традиции Пасхи и как подготовку к ней:
В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания… И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских (И.Нав.5:2,3,10). Памятью о событиях древности доныне остается на пасхальном столе небольшой кусок мяса на кости.
Единственным праздником, который был непременно связан с пролитием крови, кроме Пасхи, является Судный день. Центром его действа во времена Храма было закалывание козла в жертву за грех, чья кровь вносилась во святилище для его очищения. В это же время другая жертва, на которую возлагались грехи Израиля за истекший год, уводилась в пустыню. Позже эхом тех обрядов иудаизм усвоил в себя ритуал каппарот, совершаемый сегодня накануне Судного дня (реже – перед Рош хаШана или при совершении акафот Кущей). Он заключается в ритуальном забое домашней птицы, над которой произносят посвящение, возлагая на неё грехи и вину человека. Её мясом запрещено пользоваться: его отдают бедным, а потроха должны склевать птицы. Судный день и Пасха были единственными праздниками, исторически связанными с пролитием крови; элементы этого оба праздника сохранили доныне.

Еще одной общей темой для обоих циклов праздника становится ожидание бедствий и молитвы о защите от них. Мотивами мольбы о помощи и искуплении наполнены как молитвы десяти Дней Трепета, так и песни семидневного ритуала акафот праздника Кущей. Пищевые ограничения, отражающие смирение и трепет перед  Вышней Силой, присущи как Дням Трепета, так и опресночной неделе.

Завершение весенних торжеств  (праздник Пятидесятница или Шавуот), также как и завершение осенних праздников (праздник Кущей) связаны с идеей собирания урожая: [наблюдай] и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле (Пятидесятница), и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою (Кущи) (Исх.23:16).
Пятидесятница названа днем первых плодов потому, что в этот день приносились два хлеба вознесения, после чего разрешалось приносить и другие хлебные жертвы из зерна нового урожая.  В этот день начинался «сезон первых плодов», когда каждый иудей брал определенное количество плодов и приносил их в Храм. Праздник Кущей завершал всю работу на полях; к его началу также оканчивался сбор плодов с деревьев. Также как и в Пятидесятницу, растения также оказываются вплетены в ритм его общественных праздников. В дни Кущей каждый иудей должен взять четыре вида растений и совершить ими обряд потрясания.

Таким образом, в обоих циклах праздников мы можем выделить одинаковые мотивы и близкую направленность этих двух картин временных пророчеств: это, прежде всего, очищение святилища, обращение к жертве и крови, ожидание бедствий и мольба о заступничестве в них, идея завершения урожая и мотивы новой жизни и нового времени (поскольку и тишрей и нисан являются Новыми годами в еврейском календаре).

Вернуться на Главную -- Праздники