Ожидание
Субботы

Северо - Западное Объединение Христиан Адвентистов Седьмого дня

Отдел адвентистско-еврейских отношений

 
Субботой Библия называет Царство Творца на Земле и в Вечности.  
Библейская терминология очень точно отображает суть тех вещей, которые любой человек, не зависимо от вероисповедания или его отсутствия, бессознательно воспринимает как атрибуты и проявления Вышней Силы.  Многие христианские постулаты и ценности нашей культуры первоначально исходили из еврейских письменных и устных источников, поэтому обращение к ним позволяет по-новому переоткрыть для себя наше собственное наследие.
Печатное издание "Ожидание Субботы"
Еврейско-христианский диалог в  веках
О  праздниках
Статьи по еврейско-христианскому диалогу
Новости
Наши штудии - читаем Библию дома

Вы слышали, что сказано древним:...(Мтф.5:27)

 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы.   Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного (Мал. 4:4-5).  
Наступление дня Господня, великого и страшного, вбирает в себя имена и события, которые вызывают трепет в сердцах и благочестивого иудея и ревностного христианина: последние дни Земли, полные смятения и ожидания, Илия-пророк, Пришествие и время подготовки к нему. Книга пророка Малахии вносит еще один персонаж в эти монументальные предапокалипсисные картины: закон Моисея. Пророк уточняет: не просто десятисловный Закон,  признаваемый  (с некоторыми оговорками) христианским миром, но и все многочисленные правила и уставы, - те самые, что так пестро и прочно переплелись с историей израильского народа, что почитаются неотделимыми именно от неё.  Но вероятно, эти правила и уставы, которые сегодня вызывают у нас скептицизм и снисходительные улыбки, по крайне мере частью христианства однажды будут признаны заслуживающими внимания и изучения:
Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Б-г (Зах. 8:23).
Поскольку мы очень желаем, чтобы пророк Илия как можно быстрее и полнее исполнил свои обязанности перед наступлением «дня Господня великого и страшного», мы предприняли эту слабую попытку стряхнуть пыль забвения с некоторых страниц закона Моисея, чтобы еще раз удивиться этому красивому и четко выверенному своду их пророчеств. Каждая часть этой работы – отдельная проповедь, поскольку именно так они появились на свет и именно в такой форме их идеи остаются наиболее просты для восприятия.
В первых четырех частях рассматривается 15 глава Бытия, включающая в себя описание заключения завета с Авраамом и пророчество об образовании Израильского народа. Нам хотелось показать, что хотя мы с вами, быть может, не евреи, но всё же мы были в сердцах и мыслях обоих участников той страницы завета, - и Авраама, и Б-га. Обращение к теме суда и свидетелей  (8 тема) стало еще одним примером, подчеркивающим важность и  необходимость знания юридических тонкостей Закона, особенно теми, кто желает уверенно себя чувствовать перед Вышним Правосудием. Мы не могли обойти вниманием тему традиционной еврейской одежды (9 тема), поскольку вид человека с цицит христианину кажется анахронизмом. Вместе с тем, как и всякое предписание в законе Моисея, заповедь о кистях на краю одежды продолжает оставаться пророчеством, направленным к нам, «достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Новозаветная история священника Захарии (10 тема) дала нам возможность обратиться к исследованию ритуала ежедневного жертвоприношения, сохраненного для нас устной традицией иудеев. Здесь мы постарались показать, насколько точно адвентистское богословие повторило традицию иудеев, не ожидая ничего подобного от себя самого. Нам интересно было посмотреть на родословие Иисуса Христа с точки зрения Закона (13 тема), поскольку только закон Моисея может объяснить все разночтения в его версиях. 5,15,16,17 и 18 части книги – это история современных обрядов церкви. Мы полагаем, что только знание корней обряда может наиболее доказательно убедить человека принять и соблюдать его, и без понимания происхождения ритуала большая часть его назиданий и пророчеств теряется. Выражение Иисуса о праведности фарисеев стало иллюстрацией к идее строго и точного соблюдения того, что мы приняли и слышали и видели (Фил. 4:9) и к разговору о награде за следование Закону (20 тема). Почти все проповеди, так или иначе, касаются вопроса ритуала. Мы намеренно выделили эту тему, поскольку большинство христиан сегодня уверенны, что воплощение Иисуса отменило весь обрядовый свод закона – особенно ту его часть, которая связана с жертвоприношением, - оставив лишь его этическую сторону. Современный иудаизм утверждает то же самое, поскольку известно, что любая жертва приобретает свой статус лишь в контексте храма. И все же, мы с вами христиане, и для нас Храм Б-жий не перестал существовать после Великого восстания 70 г.н.э. И в этом Храме Кровь Жертвы по-прежнему играет основополагающую роль в нашем спасении. Время ходатайства Крови закончится только тогда, когда исполнится все обетования, связанные с каждой из жертв (рассмотрению четырех видов ритуала принесения Жертвы в Храм посвящены 1,4,6 и 7 темы). Поэтому сеть смысл и большое преимущество задать вопрос ритуальной части Моисеева Закона о том, как мы можем быть уверенными, что служение мирной жертвы, всесожжения и др. осуществляется в Небесном Храме и за нас?
Если этой работой мы смогли пробудить интерес к древнему своду прорчеств Закона Моисея и представить его как нечто живое и действенное и острее всякого меча обоюдоострого, что проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12), тогда мы будем чувствовать себя достигшими своей цели
.

 

Но будет имя тебе - Израиль

Закон Моисеев: от древности и доныне

Неоправдана позиция наших братьев, полагающих, что больше не существует неоткрытых истин, и что все наши истолкования Писания безошибочны. Тот факт, что народ считал некоторые доктрины истинными в течение многих лет, не может служить доказательством безошибочности наших взглядов. С течением времени заблуждение не превратится в истину, а истина всегда остается неизменной. Истинное учение ничего не потеряет от тщательного исследования. (Е.Уайт, Советы авторам и редакторам, с. 35)

Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё. Мтф.5:18
     

Завет Израиля

Уход человека из Эдема, вероятно, очень глубоко запечатлелся в сердце нашего Б-га, поскольку Он навсегда сохранил верность тому  времени, в которое Он по обыкновению встречался с человеком в Эдеме. Когда Моисею было позволено видеть Небесный Престол, а затем он в очертаниях скинии передал его примерное устройство, этот патриарх выделил одно время и одно служение, которое строго соблюдалось в Небесах, и потому было скопировано в земном святилище:
другого агнца приноси вечером… Это - всесожжение постоянное...

Земля Израиля

Мы знаем, что Б-г вывел Авраама из Ура Халдейского, чтобы дать ему сына. Мы христиане, и образ сына ясен и важен для нас. Но земля Израиля? Обетованная Земля кажется нам понятием чисто иудейским. Разве не вся земля во владении Господа? И здесь, в Петербурге, разве Господь не может явить себя также властно, как в земле Израиля?  Почему же тогда в разговоре с Авраамом о вере, о праведности, Б-г вдруг поднимает вопрос о земле. А Аврааму  дарование земли кажется вопросом более сложным, чем  дарование ему, столетнему, сына?

Народ Израиля

…было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам…К Аврааму приходит Слово. И Слово застает Авраама в страхе.  Везде в Торе, где употреблен этот глагол с отрицанием в такой форме – помещен Б-жий ответ на человеческое сомнение в истинности выбранного пути. Почему Авраам сомневался в правильности своего выбора? Что такого страшного он увидел? Что вообще увидел Авраама? 14 глава рассказывает нам, как Авраам встретился с тем, что он так стремился увидеть и обрести...

 

Мирная жертва

Авраам, заключивший завет при жертве всесожжения, хочет увидеть итог своего договора с Б-гом. Он мечтает увидеть тот мир, который построится благодаря Жертве. И Б-г, снисходя к желанию человека, совершает чудо пророчества и открывает, что ждет его потомков в конце этой части завета...

Десятинное приношение

Мелхесидек, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Б-жию, пребывающий священником навсегда  (Евр. 7:3), как его описал апостол Павел, благословляет Авраама именем Б-жьим и предлагает ему образы завета - хлеб и вино. Авраам, принимая их, отвечает ему возношением десятины  из всего. Странный ответ на причастие! Что он значил? Откуда пришла эта форма богопоклонения?  

 

Жертва за грех

...Почему Иуда и Исав, казалось бы, ушедшие от Б-га, все же оказались в числе спасенных? А Каин так и не был никогда причтен к Израилю?
Все три истории неверных братьев - Каина, Исава, Иуды, - объединяет один храмовый термин, который оказывается ключевым для их будущности...

Жертва повинности

И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие (Быт.42:21).  Эти люди двадцать два года назад поступили неправильно. С течением времени, а может быть сразу после происшедшего, они раскаялись в содеянном. Поэтому память о прошлом сделала очень чувствительной их совесть. И вот теперь неприятная задержка в Египте, внешне ни чем не похожая на тот давний случай, напомнила старую трагедию. Разве может нас постигнуть наказание за наши прошлые, осознанные и давно оставленные, ошибки? Разве может Б-г мстить?  Сегодня мы обратимся к вопросу о Б-жьем суде и примирении между людьми через один храмовый термин, который вспомнили братья Иосифа в египетской тюрьме...

Свидетели

Б-г называет Свой народ, народом свидетелей (Исайя 43:11-12).  Закон, который Б-г дал Израилю, был законом свидетельства  (Ин. 5:39).  Мессия Израиля был Свидетелем (Иов 16:19).
Кто такие свидетели? Иногда нам кажется, что это просто - быть свидетелем:  увидеть чьи-либо неправедные действия, сообщить кому следует, а потом злого человека побивают камнями.  Но если бы все действительно было так, . наши молитвы и ответы на них были очень просты: «Господи, вмешайся, тот человек сделал мне то и то». И Б-г, как справедливый Судья,  сразу наказывает виновных. Но поскольку в жизни Б-жий суд совершается далеко не так, значит, мы что-то не понимаем в месте свидетелей на Его суде...

Традиционная еврейская одежда

...Трагедия в семье Израиля началась с одежды – именно она становится причиной ненависти. Одеждой же продвигается вперёд всё повествование об Иосифе: одежда Иосифа нужна братьям, чтобы свалить его смерть на хищного зверя; одежду показывает жена Потифара, добиваясь обвинения Иосифа.
בגד бегед (одежда) – этот корень имеет два значения: предавать и одевать. Одежда – ключевое слово в истории Иосифа, ложное вещественное доказательство, средство обмана.
Одежда словно преследует Иосифа всю жизнь. Почему? Мы привыкли думать об Иосифе, как о положительном персонаже, наследнике древних обетований. И вдруг, словно какое-то проклятие вечно настигает его. Но наследовал ли Иосиф только благословение?

 

Ежедневное приношение

Сегодня на земле не приносится ежедневная кровная жертва, однако религиозные евреи уверенны, что память об этом храмовом обряде ни в коем случае нельзя забывать, поскольку эта часть Откровения Господа еще не выполнила своего предназначения. Чем так знаменателен был этот обряд, что память о нём важна до ныне? Может ли оно что-то рассказать нам, живущим в христианское время? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к одному новозаветнему герою, для которого этот ритуал стал важнейшей вехой его жизни..

 

. Родословие Иисуса Христа:
Б-жье избрание и
родословные списки Израиля

Родословия – это то, что мы обычно вычеркиваму это так. Попробуйте сопоставить оба списка с родословиями династии наших Библий  и не читаем их ни в В.З. ни в Н.З. А если все таки отважимся обратиться к ним, то столкнемся с таким множеством неясностей и противоречий, что рискуем навсегда разувериться в истинности евангельского текста. Родословия Иисуса - один из самых любимых отрывков тех, кто ищет ошибки в Н.З. Сравните родословия Иисуса в евангелие от Матфея и в евангелие от Луки, и вы поймете, почему это так. Попробуйте сопоставить оба списка с родословиями династии Давида в В.З., и картина станет еще более удручающей...

Красная корова

Иногда план Б-жьего спасения для человека, явленный в древнем святилище, представляется нам довольно просто: человек, почувствовавший тяжесть своего греха, берет жертвенное животное и входит в храм; смерть животного (или птицы) была доказательством, что он прощен Б-гом благодаря смерти Мессии, а сами ритуалы жертвоприношения давали ему возможность примириться с Б-гом и ближним и наглядно рассказывали о плане Б-жьего спасения. На самом деле все было далеко не так. Если согрешивший человек, раскаявшись, вошел бы с жертвенным животным в ворота храма, это осквернило бы храм. Человек в этом случае немедленно приговаривался к смерти, а Храм прекращал работу...

В воспоминание...

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лук. 22:19). И евангелия и послания апостолов выделяют только преломление хлеба, как главный элемент пасхального седера. Даже чаша, которую мы почитаем символом нового завета, была выпита после вечери.Откуда взялся этот странный обычай – преломлять хлеб в воспоминание? Почему Иисус захотел, чтобы именно этот обряд утешал его учеников, когда им будет казаться, что Б-г покинул их или даже умер?...

Ногоомовение

Как следует из евангельского текста, на вечере ученикам показался неуместным не сам обряд ногоомовения, сколько то, что его выполняет Иисус: «Господи! Тебе ли умывать… ноги?» Некогда точно так же изумился Иоанн Креститель, когда Иисус пришёл принять крещение:  Ты ли приходишь ко мне? (Мат.3:14). На что Иисус ответил: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мат.3:15). Иисус пришёл исполнить то, что записано в Законе, каждую йоту, каждую малейшую черту (Мат.5:17), в том числе в заповеди о ногоомовении.  Что же означал обряд ногоомовения в Моисеевом законе, и почему именно его накануне распятия вспомнил Иисус?

Омовение полным погружением

Кто будет веровать и креститься, спасен будет  (Марк 16:16).
Крещение – обряд заключения завета с Господом, который мы связываем исключительно с христианством, хотя этот обряд существовал до Христа и христианства. Каков его смысл? И почему Всевышний Творец Неба и Земли нуждается в каком-то обряде, чтобы считать нас частью Своего народа?  Что несет этот обряд совершившему его?

Елеопомазание

Евангелия и Деяния апостолов не упоминают случая, чтобы Иисус или апостолы для исцеления совершали ритуал елеопомазания. Иаков оказался единственным автором Писаний Нового Завета, который упомянул этот обряд. Но из слов Иакова становится ясно, что обряд был известен и понятен первым христианам, так что апостол даже не описывает и не разъясняет его подробно. За его словами стоит только разрешение совершать его и указание, кто может проводить его.  Что же знали первые христиане об этом обряде, избавляющем, согласно Иакову, от болезни и от греха?

Приношение первин

От своего возникновения Израиль нес два вида свидетельства: проповедь о Мессии прославленном, Мессии храма и о Мессии униженном, о Сыне человеческом. Соответственно существовало два вида приношений Господу: десятины для служителей Храма и приношения первин (биккурим) для тех, кто жил вне его:
В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было [смотреть] на стоящих священников и левитов (Неем. 12:44).

Сота. Б-г, отстаивающий наше право на жизнь

Кривое не может сделаться прямым (Ек. 1:15). Лучше этот стих перевести как: «Смятое нельзя разгладить». И это действительно так. Однажды скомканной бумаге невозможно вернуть первоначальную гладкость, сколько бы мы не трудились утюгом. Хотя Высокий и Милостивый дарует восстановление согрешившему человеку, все же мы становимся иными, чем до совершения греха... 
Вышний Закон называет некоторые грехи, последствия которых нельзя исправить. И один из них — прелюбодеяние с замужней женщиной.

Закон о шаатнез, или Б-г, который бросает нам вызов

Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.  Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами [семян]; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся (Лев. 19:18-19).  
Читая Библию, вы никогда не задавали себе вопроса, почему мы не соблюдаем эту заповедь? Закон о неношении одежды из смеси льна и шерсти (шаатнез שעטנז , букв. одежда или ткать из шерстяных и льняных нитей) дважды записан в Священном Писании и назван уставом вечным (Лев.19:19, Вт.22:11). Более того, текст помещает заповедь сразу за повелением любить ближнего своего как самого себя. Одну заповедь мы непременно почитаем, вторую мы неизменно игнорируем. Почему это так? Попробуем заглянуть в историю этой заповеди.

 Праведность фарисеев

Когда двери Эдема закрылись, когда люди постепенно осознали, что уже никогда не увидят Б-га, тогда любовь со всей своей неземной силой тщательно и придирчиво собрала все памятные знаки прошлого, и настроилась вечно хранить их. Впереди лежали долгие неясные в своей протяженности шесть тысяч лет, поэтому человеку оставалась память о знаках, которыми обменялись когда-то человек и Б-г. Что дает человеку постоянное памятование Б-жьих знаков, оставленных нам?

Место Б-жьих обетований

Вероятно, каждый из нас хоть раз, но мечтал о встрече, которую пережил Моисей, которую испытали апостолы. Потому что в нас всегда будет жить эдемская тоска Адама по Отцу, приходящему к человеку в прохладе дня. Где сегодня найти это место, откуда будут услышаны все наши молитвы, где исполнятся все Его обетования просто в силу Его присутствия? Земное святилище, куда была возможность приходить как иудеям, так и язычникам, давно разрушено. Небесный храм, – место Его престола и собрания ангелов, - не преступно для земного человека. Но нам необходимо непременно быть с Ним. И не только однажды в будущем, но уже сегодня. Не только верой и видением, но в реальном пространстве.

 

Приложение: о приношении жертв женского рода

Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль (Пс. 119:162).
- это главное открытие, которое мы вынесли из изучения Закона, записанного Моисеем. Священное Писание оказывается надежным союзником и искренним другом тому, кто не боится оставаться с ним наедине на несколько часов в день. Вместе с этим основным приобретением обращение к древнему своду пророчеств Закона помогло нам увидеть новые стороны богооткровения, которых мы не ожидали, берясь за его чтение.
Тема завета и связанные с ней определения народа завета и обетованной земли научила нас не ограничивать Завет только свершенным в Верхней горнице. Завет открылся вечным обращением Творца ко всему Своему творению, имеющим глубину, гибкость и незавершенность во времени.  
Изучение церемоний принесения разных видов жертв (жертвы всесожжения, мирной, за грех, повинности, красной коровы, ежедневной, приношение жертвы ревнования и первин) дало нам понимание того, что Пришествие Мессии и Голгофа не прекратили жертвенную часть нашего завета с Господом. Время Жертвы закончится только тогда, когда исполнятся все обетования, вложенные Устроителем Святилища в ритуалы жертвоприношений. Мы поныне спасаемся Кровью, которая ходатайствует за нас в Небесном Храме. А значит, нам стоит задумываться над тем, как действует этот процесс, чтобы не уподобляться язычникам, которые после ухода Авраама пытались копировать его действия возле построенных им жертвенников.  
Обращение к таким узким темам, как библейские родословия, законы об одежде и суде убедило нас, что в Писании нет противоречий, ошибок или устаревших заповедей. Но за каждым его повелением открывается новый горизонт Б-жьих обетований и откровений.
Изучив пророчества Закона о десятине, ногоомовении, омовении полным погружением, елеопомазании мы выяснили, что из всех предписаний Закона об этих ритуалах сегодня осталась действенной только та его часть,  которую некогда выполняли священники, находясь на территории Храма. Предупреждение апостола о том, что мы царственное священство (1 Пет.2:9) оказалось не просто красивыми словами, возвышающими мессианскую эпоху, но реальностью, с которой нам необходимо считаться, поскольку те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Рим. 2:12).  
Закон – это границы, в которых Творец Вселенной открывается своему творению, это правила, по которым Он осуществляет общение  с нами. И чем тщательнее изучаются их горизонты, тем более ощутимой становится Его тоска, призывающая нас, Его неугасимое стремление открываться нам, быть понятым нами. Он не желает ограничивать общение с человеком временем земного Храма, когда большей части Закона было позволено пророчествовать о Нем. Он хочет обращаться к нам и сегодня.

Вернуться на Главную